Таким образом, реализация принципа разделения
властей в системе государственного управления
должна являться главным элементом демократического правового
государства, как того требует ст. 1 Конституции
Республики Беларусь. В этой связи все
высшие органы государственной власти
в равной степени выражают целостную концепцию
народного суверенитета, а разделение
властей есть разделение полномочий государственных
органов при сохранении конституционного
принципа единства государственной власти.
В соответствии с главой 7 Конституции
надзор за точным и единообразным исполнением
законов возлагается на Генерального
прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Таким образом, прокуратура в Республике
Беларусь также не входит ни в одну из
ветвей власти, в отличие, например, от
прокуратуры Польши, которая входит в
систему министерства юстиции.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в соответствии
с главой 8 Конституции, осуществляющий
государственный контроль за исполнением
республиканского бюджета, также является
самостоятельным государственным органом,
не входящим в систему органов исполнительной
власти. [1]
В заключение хотелось бы отметить, что
все существующие ветви власти в государстве
должны руководствоваться Конституцией,
а человек, его права, свободы и гарантии
их реализации – являться высшей ценностью
и целью общества и государства принципа разделения властей и его реализации
в Республике Беларусь позволяет сделать
следующие выводы.
- Принцип разделения властей – это
разделение единой государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную в целях обеспечения свободы
и неприкосновенности личности. Как теория, данный принцип
появился более трехсот лет назад. «Классический»
принцип разделения властей был впервые
выдвинут английским философом Дж. Локком, а в дальнейшем
развит французским ученым Ш. Монтескье
и другими мыслителями эпохи Просвещения. Однако идеи о разделении
государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей
– Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона
и др., воплощены в судебной практике Античного мира,
присутствуют в Великой хартии Вольностей
1215 г. В эпоху Средневековья (V–VI вв.) А. Августин, Ф. Аквинский, М. Падуанский исследовали проблему разделения светской и церковной властей.
- Вместе с тем, по мнению ряда
исследователей, доктрина разделения
властей имеет божественную природу и
насчитывает три тысячи лет: от Ветхого Завета до наших
дней. По его мнению, первый опыт разделения
властей имел место в Древней Иудее, где
судьи играли главную роль, а «отделение
суда от племенных вождей, советов старейшин
и народных собраний стало первым прообразом
разделения властей» [4].
- Конституционный принцип разделения
единой государственной власти на три
ветви предполагает установление такой
системы правовых гарантий, сдержек и
противовесов, которая исключает возможность
концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование
всех ветвей власти и одновременно –
их взаимодействие. Закрепление данного принципа в ст. 6 Конституции Республики Беларусь обеспечивает
гарантию того, что власть законодательная,
власть исполнительная и власть судебная будут самостоятельными, независимыми и взаимоконтролирующими одновременно, защищая и охраняя права и свободы граждан.
- В практическом плане разделение властей в Республике Беларусь представляет собой один из основных конституционных принципов организации деятельности демократического
государства, при котором:
- единая суверенная власть принадлежит
народу (ст. 3 Конституции);
- происходит функциональное разделение
властей, обеспечивающее четкое разделение
государственных функций на законодательную,
исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции);
- государственные органы в пределах своих
полномочий самостоятельны (ст. 6 Конституции),
вся полнота государственной власти не
принадлежит ни одной власти;
- система «сдержек и противовесов» ограничивает
власть каждого органа государства и препятствует
сосредоточению власти в рамках какой-либо
ветви власти в ущерб двум другим ветвям.
- В Республике Беларусь, как и в некоторых
других странах СНГ (Армения, Российская
Федерация) институт президентства
не вписывается в классическую триаду властей. Здесь сформирована
сильная президентская власть. Глава
государства, взаимодействуя между законодательной,
исполнительной и судебной властью,
является властным арбитром и занимает
доминирующее положение среди других
ветвей власти. В этой связи было бы целесообразным внести соответствующие изменения и дополнения в статью 6 Конституции Республики Беларусь и изложить ее в следующей редакции: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе принципа разделения властей. Ее осуществляют Президент,
Парламент-Национальное собрание, Правительство
и суды. Государственные органы в пределах
своих полномочий самостоятельны: они
взаимодействуют между собой, сдерживают
и уравновешивают друг друга». [2]
Заключение
Исследование природы государственной
власти показало, что государственность
должна оставаться основной ценностью
гражданина Республики Беларусь. С твердой
государственной властью он связывает
надежды на защиту жизни, здоровья, свободы,
достоинства, конституционного строя,
безопасности границ, справедливости
в сфере имущественных отношений.
Успешное строительство экономически
развитого государства, достижение политической
и общественной стабильности невозможны
без согласованной деятельности всех уровней власти.
Смысл демократии не в том, что народ
провозглашается источником власти, не
в том, что органы государственной власти
объявляют себя органами, через которые
“народ осуществляет свою власть”, а
в том, что все полноправные граждане (их
объединения, организованные группы) формально
в равной мере допускаются к формированию
высших органов государственной власти
и тем самым - к формированию государственной
воли.
Государственная власть является основным
направлением осуществления политической
власти класса (социального слоя, социальной
группы) в государственных формах с помощью
свойственных только ей средств и методов.
Политическая власть - публичные, волевые
отношения, складывающиеся между субъектами
политической системы общества (в том
числе государством) на основе политических
и правовых норм.
Государственная власть - публично-политические,
волевые отношения, складывающиеся между
государственным аппаратом и субъектами
В основе Государственной власти в
Республике Беларусь заложен принцип разделения
властей на следующие ветви: законодательную, судебную
и исполнительную.
Список литературы:
- Конституция Республики Беларусь от
15 марта 1994 г. № 2875-XII. (с изменениями и дополнениями,
принятыми на Республиканском референдуме
от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1) // Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 04.01.1999, № 1/0.
- Алексеев А.Н. Государство и право. –
М.: Юридическая литература, 2007. – 340 с.
- Борисова В.К. Теория государства и права. Лекции. – Мн., МИУ,
2008. – 414 с.
- Бутенко А. Б. Государство и его вчерашние
и сегодняшние трактовки. // Государство
и право. – 2003. – № 7 – С. 12-16.
- Василевич Г.А. Источники белорусского
права. Принципы, нормативные акты, обычаи,
прецеденты, доктрина. – Минск: Тесей, 2005.
- 135 с.
- Венгеров А.Б. Теория права и государства.
– М., Юристъ, 2008. – 318 с.
- Венегеров. В.С. Теория государства и
права: Часть 1. Теория государства. – М.:
Юристъ, 2010. – 390 с.
- Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства
и права: учеб.пос. – Мн., 2009. – 688 с.
- Глебов А.П. Актуальные проблемы теории
государства и права - Правовая реформа
и понятийный аппарат юридической науки
// Правовая наука и реформа юридического
образования: Сборник научных трудов. – Воронеж: Изд-во
Воронеж. ун-та, 2005. – Вып. 3. – С.191-203.
- Диаконов В.В. Республиканская форма
правления / Учебное пособие по теории
государства и права. – М., 2008. – 288 с.
- Дмитрук В.Н., Круглов В.А. Общая теория
государства и права: Краткое изложение курса. – Мн.: Амалфея,
2009. – 194 с.