Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности правовой природы использования товарного знака и распоряжения исключительным правом на товарный знак, её значимости среди общества и для государства.
Введение……………………………………………………………………....3
Общие теоретические аспекты исключительного права на товарный знак
Понятие и функции товарного знака………………………….......6
Исключительное право на товарный знак……………………….10
Использование товарного знака
Распоряжение исключительным правом на товарный знак……15
Неиспользование товарного знака и охрана товарного знака……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография……………………………………………………………….30
Правомочие пользования. Оно может реализовываться путем маркировки товаров, услуг; введение маркированных товаров в хозяйственный оборот, размещения товарного знака в деловой конкуренции, в рекламе и т.п.
Следующее правомочие – правомочие распоряжения. Реализуется путем передачи права на товарный знак (в виде уступки или лицензии) полностью или частично другому лицу, продления срока действия регистрации товарного знака, внесения в нее изменений или подачи заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака8.
Исключительное право на товарный знак также означает право запрещать другим лицам использовать этот знак.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения9.
«Философский
По мнению М.Я.Кирилловой и П.В. Крашенинникова, срок в системе юридических фактов относится к событиям, поскольку наступает (истекает) так же независимо от воли людей, как течение времени вообще.
Для возникновения исключительного права значение приобретает срок (момент времени), определяемый совершением юридического поступка (например, создание произведения, охраняемого авторским правом) либо совершением юридического акта (например, регистрация Роспатентом товарного знака, договора о передаче исключительного права на товарный знак)12.
Следует
заметить, что возникновение права
в силу государственной регистрации
– один из основополагающих принципов
российского законодательства о
товарных знаках. Возникновение права
или правоспособности с момента
государственной регистрации
Исключительное право на товарный
знак действует в течение десяти
лет со дня подачи заявки на государственную
регистрацию товарного знака
в федеральный орган
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.
Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
По ходатайству
Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак14.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
2.1. Распоряжение исключительным правом на товарный знак
Распоряжение исключительным правом на товарный знак — исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
По
лицензионному договору одна сторона
- обладатель исключительного права
на товарный знак (лицензиар) предоставляет
или обязуется предоставить другой
стороне (лицензиату) право использования
товарного знака в определенных
договором пределах с указанием
или без указания территории, на
которой допускается
Пока товарный знак не зарегистрирован, он может быть использован любым лицом. Однако с момента регистрации товарного знака никто не вправе использовать его без разрешения правообладателя.
Правообладатель товарного знака, в свою очередь, вправе предоставлять права на товарный знак посредством заключения лицензионного договора.
Следует отличать лицензионный договор от договора об уступке товарного знака. После заключения лицензионного договора лицензиар остается правообладателем товарного знака, он продолжает числиться в качестве такого в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания (в Международном Реестре, если товарный знак прошел процедуру международной регистрации).
По лицензионному договору права на товарный знак предоставляются, то есть лицензиар передает часть или все права на товарный знак, при этом оставаясь правообладателем.
По договору об уступке прав на товарный знак права на него передаются, то есть прежний правообладатель теряет таковой статус, и новым правообладателем становится лицо, которому были переданы права на товарный знак, и соответствующие изменения вносятся в Реестр.
Лицензионные договоры подразделяются на исключительные и неисключительные.
По неисключительному лицензион
По исключительному лицензионно
Рекомендация также выделяет еще один вид лицензионного договора –единственный лицензионный договор, в соответствии с которым права на товарный знак предоставляются единственному лицензиату, лицензиар не вправе предоставлять права на товарный знак третьим лицам, но сам вправе использовать товарный знак.
Лицензионный договор, исключительный и неисключительный, подлежит регистрации в Роспатенте. Если таковая регистрация не была произведена, то договор считается недействительным.
Заявление на регистрацию лицензионного договора подается лицензиаром или лицензиатом. Во внешнеэкономической деятельности одно из этих лиц является иностранным. Иностранные лица должны подавать заявку и вести дальнейшие дела по регистрации лицензионного договора только через патентного поверенного, а не самостоятельно.
Для
регистрации лицензионного
Существенными являются условия, без достижения согласия по которым договор не считается заключенным. Существенными являются условия (ст. 432 Гражданского кодекса РФ):
Сторонам следует указывать, в отношении всех или части товаров предоставляется товарный знак, а если в отношении части – то в отношении каких именно товаров.
Целесообразно указать, на какой территории
лицензиат вправе использовать товарный
знак (например, в каких из стран,
в которых знак зарегистрирован,
или в какой части территории
определенной страны), а также срок,
на который заключается
Лицензиар также может ограничить права лицензиата путем установления в договоре лицензиату запрета заключать сублицензионные договоры с другими лицами.
Уступка права на товарный знак и предоставление лицензии производятся на основании гражданско-правовых договоров (сделок), а именно: договора об уступке товарного знака и лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака.
По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне - приобретателю исключительного права.
Отчуждение исключительного
Отчуждение исключительного
Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.
Предоставление
права использования товарного
знака, включающего в качестве неохраняемого
элемента наименование места происхождения
товара, которому на территории Российской
Федерации предоставлена
Отчуждение исключительного права на товарный знак (также данную процедуру называют «передача товарного знака», «отчуждение товарного знака», «продажа товарного знака», «уступка товарного знака») – это переход исключительного права на товарный знак от стороны, которой принадлежит это право, к стороне, которая приобретает это право, т. е. товарный знак будет принадлежать другому правообладателю.
Сторона, которой принадлежит исключительное право на товарный знак - правообладатель товарного знака.
Сторона, которой
переходит исключительное право
на товарный знак – приобретатель.
Продажа товарных знаков, подразумевающая
переход исключительного права на товарный
знак происходит путём заключения договора
отчуждения. Данный договор подлежит обязательной
регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам
(Роспатент).
Передача товарного знака, т.е. переход
исключительного права от правообладателя
товарного знака к приобретателю происходит
в момент государственной регистрации
договора об отчуждении товарного знака17.
Заявка на регистрацию договора в Роспатент
подаётся путём подачи заявления на регистрацию
договора. Заявление может быть подано
любой из сторон договора или их доверенным
лицом.
Срок рассмотрения заявки на регистрацию договора – 2 месяца.
Пошлина за регистрацию договора об отчуждении исключительного права на товарный знак составляет 10000 руб. (за один товарный знак) + 8500 руб. (за каждый товарный знак свыше одного).
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак необходимы следующие сведения: