Третейкие суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее популярных и эффективных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).

Содержание

. Предисловие
2. Источники правового регулирования третейского суда
3. Общая классификация Третейских судов
4. Характеристика принципов судебного разбирательства
4.1. Принцип законности
4.2 Принцип конфиденциальности.
4.3 Принцип независимости и беспристрастности третейских судей.
4.4 Принцип диспозитивности. Принцип состязательности
4.5 Принцип равноправия сторон
5. Статус третейского судьи
А) Полномочия третейского судьи РФ.
Б) Требования, предъявляемые третейскому судье РФ.
6. Процессуальные проблемы третейского разбирательства
6.1 Общие положения о процедурах третейского разбирательства
6.2 Место третейского разбирательства
6.3. Язык (языки) третейского разбирательства
6.4 Представление доказательств в третейском процессе
7. перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Третейский суд.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Кроме всего прочего, принцип равноправия находит свое выражение и в том, что рассмотрение и разрешение споров третейским судом происходит в едином процессуальном порядке, установленном либо законом, либо соглашением сторон третейского разбирательства.

5. Статус третейского  судьи 

А)Полномочия третейского судьи РФ.

Третейский судья - ключевая фигура третейского процесса. Он разрешает  спорные правоотношения, переданные на рассмотрение третейского суда. Его полномочия определяются исключительно по воле сторон, просящих о третейском разбирательстве. Причем наделение полномочиями может проходить двумя способами - либо непосредственное избрание третейских судей сторонами, либо назначение в порядке, который согласован сторонами.

Исходя из вышеизложенного, третейский судья – это физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Б) Требования, предъявляемые третейскому судье РФ.

Третейским судьей может  быть физическое лицо. Причем понятие "физические лица" включает не только граждан Российской Федерации, но и граждан иных государств, а также лиц без гражданства (апатридов). В Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" не содержится каких-либо ограничений относительно гражданства третейских судей. Таким образом, третейскими судьями, осуществляющими третейское разбирательство на территории России, могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Самое главное требование, которому должен отвечать третейский судья, - это его возможность и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на разрешение спора.

Третейский судья должен отличаться личностными, профессиональными качествами, которые свидетельствовали бы о его человеческой и интеллектуальной зрелости, о наличии необходимого жизненного опыта и моральной подготовленности к сложному процессу разрешения споров, возникающих между иными лицами.

Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело. Установление данной нормы представляется целесообразным, поскольку разрешение споров в третейском суде является правоприменительным процессом, в связи с чем судья должен иметь необходимые познания о праве.

6. Процессуальные проблемы третейского разбирательства

6.1 Общие положения о процедурах третейского разбирательства

Основные  правила третейского разбирательства устанавливают основные источники правовых норм, регулирующих процедуру разрешения спора в третейском суде.

Эти источники  могут быть двух типов: 1)правовые источники локального характера, т.е. принятые самой организацией в целях регулирования деятельности третейского суда - правила, регламенты, уставы, принимаемые постоянно действующим третейским судом 2)правовые источники более высокого уровня, в частности законы, регулирующие процедуру третейского разбирательства.

Кроме того, важное роль играют правила третейского разбирательства, которые установлены самими сторонами для разрешения конкретного спора.

Но не следует забывать о том, что правила третейского разбирательства, которые устанавливаются самими сторонами, не могут противоречить тем положениям Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", которые имеют обязательный характер и не могут быть изменены усмотрением сторон, а также Конституции РФ.

6.2 Место третейского разбирательства

В третейском суде для  разрешения конкретного спора место  третейского разбирательства определяется на основании договоренности сторон. В том случае, если стороны не определили место третейского разбирательства, этот вопрос решается третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, среди которых первостепенное значение имеет фактор удобства для сторон. Кроме того, во вторую очередь при выборе места третейского разбирательства должны учитываться факторы удобства для третейских судей, наличие и стоимость вспомогательных услуг, к которым может прибегнуть третейский суд в ходе разбирательства, близость местонахождения предмета спора, а также местонахождение основных доказательств, которые могут быть использованы в третейском разбирательстве. При выборе места судебного заседания могут учитываться и иные обстоятельства, главное, чтобы при этом была обеспечена максимальная эффективность разбирательства спора, переданного на разрешение третейского суда.

6.3. Язык (языки) третейского  разбирательства.

Языком третейского разбирательства в РФ является русский язык. Но в случае, если стороны договорятся о том, что третейское разбирательство должно вестись на ином языке, это отменяет действие указанного выше принципа. Следовательно, норма о языке третейского разбирательства носит диспозитивный характер, т.е. предоставляет сторонам право изменить на основании собственного усмотрения правило о языке третейского разбирательства.

Нарушение правил о языке  третейского разбирательства может  быть причиной отмены компетентным государственным  судом решения третейского суда либо отказа в выдаче компетентным государственным судом исполнительного  листа по исполнению решения третейского суда. Основанием для этого будет нарушение основополагающих процессуальных прав заинтересованной стороны, а следовательно, нарушение ее права на судебную защиту.

В то же время, исходя из смысла действующего законодательства, допускается ведение заседания третейского суда и с использованием нескольких языков.

6.4 Представление доказательств  в третейском процессе

Вообще, процесс доказывания является сложной исследовательской деятельностью и представляет собой сложную структуру. Соответственно  он состоит из конкретных составных частей (звеньев):

1) определение  круга фактов, подлежащих установлению

2) собирание и процессуальное закрепление доказательств

3) исследование  доказательств

4) оценка доказательств

Доказательствам в третейском процессе посвящена единственная норма - ст. 26 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".

Каждая из сторон самостоятельно определяет состав фактов, которые  входят в предмет доказывания. От того, насколько правильно заинтересованная сторона определит предмет доказывания, в значительной степени зависит направление развития третейского процесса. Вообще под предметом доказывания понимается совокупность обстоятельств, установление которых необходимо для вынесения судом.

Суд же, в свою очередь, вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, если сочтет представленные доказательства недостаточными для правильного и справедливого разрешения спора.

 

К сожалению, Федеральный  закон "О третейских судах в Российской Федерации" не устанавливает ответственности за фальсификацию доказательств, представляемых третейскому суду. Не предусмотрена такая ответственность ни уголовным законодательством, ни административным законодательством.

7. перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации

Затрагивая тему о  перспективах развития того или иного  процесса, необходимо, прежде всего, выделить главные проблемы, и в соответствие с перечнем проблем определить список конкретных задач для их решения.

На сегодняшний день в России третейское разбирательство  в целом урегулировано двумя федеральными законами - "О международном коммерческом арбитраже" и "О третейских судах в Российской Федерации", а также в некоторой мере процессуальными кодексами (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации).

Однако принятие вышеуказанного законодательства, конечно же, не исключает  всех тех проблем третейского  разбирательства, которые реально  существуют сегодня в России. Многие положения законодательства нуждаются в теоретическом осмыслении, в реализации через практику как третейских судов, так и через судебно-арбитражную практику, которая в настоящее время только начинает складываться.

Важнейшей задачей развития законодательства об арбитражах, третейских судах является синхронизация внутреннего законодательства РФ со стандартами международного уровня, т.е. построение правовой базы третейского судопроизводства на основе идеала международных стандартов.

Если более углубленно взглянуть в данную сферу можно  выявить гораздо внушительное число  недостатков данной области, но проблема законодательной базы – это основная проблема любой юридической деятельности, без решения которой попытки  решения остальных просто бессмысленны.

 




Информация о работе Третейкие суды