Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………. 3

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ………………………………………………………………... 5
§ 1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ………..…………………………........................................... 5

§ 1.2. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ……………………………………… 7

§ 1.3. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...…………………………………............ 10

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………………….. 13

§ 2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ….…………………….….... 13

§ 2.2. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…… 17

§ 2.3. Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…….……………………………………………………….… 21

Заключение……………………………………………………………...…… 31

Список использованной литературы………………………………….….... 33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 65.61 Кб (Скачать файл)

   § 1.3. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ

 

     Впервые правовая основа деятельности Уполномоченного  по правам человека в России была создана  ст. 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.10, которая не только закрепила новое для российской правовой системы должностное лицо, но и заложила основные принципы его формирования, функции и порядок их осуществления.

     Согласно  Декларации Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным  Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал  той же неприкосновенностью, что  и народный депутат РСФСР. Целью  деятельности Парламентского уполномоченного  являлось осуществление парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ, а порядок осуществления функций устанавливался специальным законом.

     При подготовке проектов Конституции России в первоначальных вариантах народный защитник именовался Государственным  комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.

     Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. в ст. 103 предусмотрела в качестве одной из компетенций Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом №1-ФКЗ, который был принят только 26 февраля 1997 г.

     Принятие  данного закона обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”.

     Еще до принятия ФКЗ Регламентом Государственной Думы (принятым 25 марта 1994 г.) был закреплен ряд положений, относящихся к порядку избрания Уполномоченного, также как его взаимоотношению с Государственной Думой.

     Действующий в настоящее время Регламент Государственной Думы 1998 г.11, так же как и предыдущий закрепляет право Уполномоченного присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

     Кроме вышеперечисленных правовых актов, к правовым основам деятельности Уполномоченного по правам человека относятся также ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, Уголовно-исполнительный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о международных договорах РФ, об актах гражданского состояния, о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и др.

 

       Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

     § 2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ

 

     В соответствии с ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.

     Закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.

     Закон определяет круг органов, должностных  лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе

     Закон устанавливает определенный срок, в  течение которого предложения о  кандидатах на должность Уполномоченного  могут вноситься в Государственную  Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего  Уполномоченного. Кандидат на должность  Уполномоченного выступает перед  Государственной Думой с краткой  программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должность Уполномоченного  отклонена палатой, фракции и  депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления.

     Назначение  на должность Уполномоченного и  освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

     По  вопросу о назначении на должность  Уполномоченного Государственная  Дума принимает постановление. Время  его принятия ограничено – не позднее 30 дней со дня истечения срока  полномочий предыдущего Уполномоченного.

     Порядок назначения Уполномоченного носит  сложный характер. Ввиду того, что  претендентов на эту должность может  быть достаточно много, закон устанавливает  специальную процедуру включения  кандидатур на пост Уполномоченного  в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы.

     В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт – не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга – это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.

     Деятельность  Уполномоченного ограничена определенным сроком(5 лет), считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

     В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

     Так, находясь на своем посту, он не может  быть депутатом не только Государственной  Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной  службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

     Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному  заниматься преподавательской, научной  либо иной творческой деятельностью. В  то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного  объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики, и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

     Не  позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного  в должность он обязан полностью  прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

     Важным  элементом статуса Уполномоченного  является наличие у него иммунитета, т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью  в течение всего срока своих  полномочий. Это выражается в том, что без согласия Государственной  Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

     К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся  должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

     Следует отметить, что законодатель распространяет неприкосновенность Уполномоченного  на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному  документы.

     Уполномоченный  может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано  незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании  поступившей информации Государственная  Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден.

     Закон предусматривает ряд случаев  досрочного освобождения Уполномоченного  от должности.

     Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной  Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.

     Во-вторых, когда в отношении Уполномоченного  вступил в законную силу обвинительный  приговор суда.

     Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее  четырех месяцев подряд12.

     Закон предусматривает Уполномоченному  право самому подать заявление о  сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной  Думы, касающегося освобождения от должности.

     Оформление  досрочного освобождения от должности  производится принятием Государственной  Думой специального постановления.

     В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить  нового Уполномоченного в течение  двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок  назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.

§ 2.2. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ

 

     Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

  1. восстановление нарушенных прав человека и гражданина;
  2. совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

     Таким образом, основными направлениями  деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:

     - рассмотрение жалоб и обращений  о нарушениях прав и свобод  человека и гражданина, принятие  мер по их восстановлению;

     - анализ законодательства РФ в  области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его  совершенствованию и приведению  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного  права;

     - развитие международного сотрудничества  в области прав человека;

     - правовое просвещение по вопросам  прав и свобод человека, форм  и методов их защиты;

     - подготовка ежегодного доклада  о деятельности и направление  его Президенту РФ, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный,  Верховный и Высший Арбитражный  Суды РФ, Генеральному прокурору  РФ;

     - выступления с докладами на  заседаниях Государственной Думы  в случаях грубого или массового  нарушения прав и свобод граждан;

     - направление в Государственную  Думу специальных докладов по  отдельным вопросам соблюдения  прав и свобод граждан в  РФ;

     - обращение в Государственную  Думу с предложениями о создании  парламентских комиссий по расследованию  фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

     - обращение в суды общей юрисдикции  и в Конституционный Суд РФ  для защиты прав и свобод  граждан;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека