Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:48, курсовая работа
Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.
Введение……………………………………………………………..………. 3
Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ………………………………………………………………... 5
§ 1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ………..…………………………........................................... 5
§ 1.2. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ……………………………………… 7
§ 1.3. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...…………………………………............ 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………………….. 13
§ 2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ….…………………….….... 13
§ 2.2. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…… 17
§ 2.3. Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…….……………………………………………………….… 21
Заключение……………………………………………………………...…… 31
Список использованной литературы………………………………….….... 33
Впервые правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России была создана ст. 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.10, которая не только закрепила новое для российской правовой системы должностное лицо, но и заложила основные принципы его формирования, функции и порядок их осуществления.
Согласно Декларации Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Целью деятельности Парламентского уполномоченного являлось осуществление парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ, а порядок осуществления функций устанавливался специальным законом.
При подготовке проектов Конституции России в первоначальных вариантах народный защитник именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.
Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. в ст. 103 предусмотрела в качестве одной из компетенций Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом №1-ФКЗ, который был принят только 26 февраля 1997 г.
Принятие данного закона обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”.
Еще до принятия ФКЗ Регламентом Государственной Думы (принятым 25 марта 1994 г.) был закреплен ряд положений, относящихся к порядку избрания Уполномоченного, также как его взаимоотношению с Государственной Думой.
Действующий в настоящее время Регламент Государственной Думы 1998 г.11, так же как и предыдущий закрепляет право Уполномоченного присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
Кроме вышеперечисленных правовых актов, к правовым основам деятельности Уполномоченного по правам человека относятся также ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, Уголовно-исполнительный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о международных договорах РФ, об актах гражданского состояния, о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и др.
В соответствии с ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.
Закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.
Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе
Закон
устанавливает определенный срок, в
течение которого предложения о
кандидатах на должность Уполномоченного
могут вноситься в
Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
По
вопросу о назначении на должность
Уполномоченного
Порядок
назначения Уполномоченного носит
сложный характер. Ввиду того, что
претендентов на эту должность может
быть достаточно много, закон устанавливает
специальную процедуру
В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт – не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга – это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.
Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком(5 лет), считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.
В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.
Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.
Закон
делает исключение, позволяя Уполномоченному
заниматься преподавательской, научной
либо иной творческой деятельностью. В
то же время Уполномоченный, находясь
на своем посту, не может быть членом
политической партии или иного общественного
объединения, преследующего политические
цели. Он должен быть далек от политики,
и заниматься исключительно вопросами,
входящими в его компетенцию,
что соответствует мировой
Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.
Важным
элементом статуса
К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.
Следует
отметить, что законодатель распространяет
неприкосновенность Уполномоченного
на его жилое и служебное
Уполномоченный
может быть задержан на месте преступления.
В этом случае должностное лицо,
производившее задержание обязано
незамедлительно уведомить об этом
Государственную Думу. На основании
поступившей информации Государственная
Дума, если сочтет это необходимым,
принимает соответствующее
Закон предусматривает ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности.
Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.
Во-вторых,
когда в отношении
Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд12.
Закон
предусматривает
Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.
В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.
Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:
Таким образом, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:
-
рассмотрение жалоб и
-
анализ законодательства РФ в
области прав человека и
-
развитие международного
-
правовое просвещение по
-
подготовка ежегодного доклада
о деятельности и направление
его Президенту РФ, в Совет
Федерации и Государственную
Думу, Правительство РФ, Конституционный,
Верховный и Высший
-
выступления с докладами на
заседаниях Государственной
- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
-
обращение в Государственную
Думу с предложениями о
-
обращение в суды общей