Управление акционерным обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:26, реферат

Краткое описание

Хозяйственные функции и права акционерного общества как субъекта права в правоотношении реализуют его органы управления. Акционерное общество является предприятием с наиболее сложной управленческой структурой, которая обусловлено так называемой акционерной собственностью, т.е. тем, что акционерное общество является объектом и субъектом права коллективной собственности акционеров, права на частицы которой, по общему правилу, являются трансфертными, могут свободно передаваться ими другим лицам.

С учетом такой особенности коллективной собственности мировая теория акционерного общества (компании, корпорации) выработала три основных принципа организации управления обществом, которые традиционно применяются общим и уставным акционерным законодательством и практикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление акционерным обществом.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Управление акционерным обществом

Хозяйственные функции и права  акционерного общества как субъекта права в правоотношении реализуют  его органы управления. Акционерное  общество является предприятием с наиболее сложной управленческой структурой, которая обусловлено так называемой акционерной собственностью, т.е. тем, что акционерное общество является объектом и субъектом права коллективной собственности акционеров, права на частицы которой, по общему правилу, являются трансфертными, могут свободно передаваться ими другим лицам.  
 
С учетом такой особенности коллективной собственности мировая теория акционерного общества (компании, корпорации) выработала три основных принципа организации управления обществом, которые традиционно применяются общим и уставным акционерным законодательством и практикой. 
 
Первый принцип - это размежевание компетентными правовыми нормами (законодательными, уставными) функций коллективного собственника (акционеры) и функций централизованного управления деятельностью общества. Другими словами - размежевание экономической власти коллективной собственности и функций управления имуществом общества в процессе обычной деловой активности. Этот принцип воплощает организацию и выражает деятельность и управленческую компетенцию вышестоящего органа общества, которым закон определил его общее собрание. Это орган власти и управленческой компетенции всех акционеров общества.  
 
Второй принцип - централизация руководства текущей (обычной) деятельностью общества в руках компетентного исполнительного органа во главе с руководителем, который без доверенности действует от лица общества. Централизацию воплощают и выражают исполнительные органы, которыми закон, по общему правилу, определил правление общества, главу и члены правления. Уставом общества могут быть предусмотренные другие органы, например, совет директоров. Это исполнительская управленческая власть в обществе, которая состоит из должностных лиц.  
 
Должностными лицами органов управления акционерного общества признаются глава и члены ради общества (наблюдательного совета), глава и члены исполнительного органа, глава ревизионной комиссии. 
 
Должностными лицами органов управления акционерного общества не могут быть члены выборных органов общественных организаций, военнослужащем, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управление, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью общества. Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть должностными лицами тех обществ, которые осуществляют этот вид деятельности. Лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут обнимать в обществе руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью. 
 
Согласно ст. 48 Закона Украины "О хозяйственных обществах" главой и членами правления общества могут быть лица, которые находятся с обществом в трудовых отношениях. Т.е., эти должностные лица могут иметь в обществе правовой статус не только акционеров (совладельцев предприятия), а и наемных работников.  
 
Третий принцип - высший и постоянный текущий контроль акционеров (как основателей и совладельцев общества) за управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью правления. В организационной структуре указанные подконтрольные сферы традиционно разделенные. Поэтому акционерное общество, по общему правилу, имеет два контрольные органа - высший контрольный и контрольный. Высший контроль управленческой деятельности правления общества осуществляет наблюдательный совет (совет) общества. Это независимая от правления контрольная власть, которая есть одной из форм реализации экономической власти коллективной собственности акционеров. 
 
Контроль финансово-хозяйственной деятельности правления осуществляет ревизионная комиссия общества. 
 
Как функции, так и полномочие (компетенцию) названных органов в обществе нормативное разграниченные компетентными (законодательными и уставными) нормами. 
 
В законодательстве функции и компетенцию органов общество урегулировано методом исключения. Так, действует открытый перечень вопросов компетенции общего собрания. Согласно уставу общества их решением выполнения отдельных функций (с делегированием соответствующих полномочий) этого органа может быть положено на наблюдательный совет и правление. К компетенции правления принадлежат любые вопросы деятельности общества, кроме тех, что находятся в ведении общего собрания и наблюдательного совета. 
 
Функции, компетенцию и порядок деятельности общее собрание урегулированы непосредственно Законом Украины "О хозяйственных обществах" (статьи 41-46). В зависимости от содержания их функции можно поделить на организационные и финансово-хозяйственные. 
 
Организационные функции - это: 
 
а) учредительские (определение организационной структуры общества; создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, представительств; прекращение деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса); 
 
б) нормо-творческие (внесение изменений в устав общества; утверждение уставов и положений дочерних предприятий, филиалов, представительств, правил процедуры и других внутренних документов общества); 
 
в) "посаду" (избрание и отзыв членов наблюдательного совета общества, членов исполнительного органа, членов ревизионной комиссии; определение условий оплаты труда должностных лиц общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств; вынесение решений о привлечении к материальной ответственности должностных лиц органов управления общества). 
 
Решение относительно изменения устава общества, прекращение деятельности общества, создание и прекращение деятельности дочерних предприятий, филиалов и представительств правомочные за принятие их 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в собрании. Из сдачи вопросов решения принимаются простоя большинством голосов акционеров, которые принимают участие в собрании. 
 
К финансово-хозяйственным функциям принадлежат определение важнейших хозяйственных вопросов и утверждение актов. Собрание определяло: 1) основные направления деятельности общества; 2) порядок покрытия его убытков. 
 
Собрание утверждало такие хозяйственно-правовые акты: а) планы и отчеты об их выполнении; б) отчеты правления о годовых результатах деятельности общества и дочерних предприятий; в) отчеты и выводы ревизионной комиссии; г) порядок распределения прибыли; д) договоры (соглашения), заключенные на сумму, которая превышает указанную в уставе общества. К компетенции собрания принадлежит решение вопроса о приобретении обществом акций, которые выпускаются им. Согласно уставу собрание (как вышестоящий орган) могут отнести к своей компетенции и другие вопросы. 
 
Функции и компетенция правления. Правление является органом управления общества, который осуществляет оперативное управление его деятельностью. Это орган, подотчетный собранию. Собрание определяло персональный состав правления, стратегию его деятельности. Оперативное управление обществом предусматривает, что правление решает все вопросы деятельности общества, в том числе делегированные собранием, кроме вопросов, которые принадлежат к исключительной компетенции собрания (внесение изменений в устав общества; утверждение годовых отчетов деятельности общества, отчетов и выводов ревизионной комиссии; создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений; принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса). 
 
Работой правления руководит глава правления, который назначается или избирается согласно уставу общества. Глава правления акционерного общества имеет право без доверенности осуществлять действия от лица общества. Уставом может быть предоставлено право представительства без доверенности и членам правления. Глава правления организует ведение протоколов заседания правления. Книга протоколов должны быть в любое время предоставленная акционерам. На их требование выдаются удостоверенные извлечения из книги протоколов. 
 
Наблюдательный совет (совет акционерного общества) является органом, который представляет интересы акционеров в перерыве между проведением общего собрания и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность правления. 
 
В акционерном обществе, которое насчитывает свыше 50 акционеров, созданий ради акционерного общества (наблюдательного совета) есть обязательным. 
 
Уставом акционерного общества или по решению общих собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть положено выполнения некоторых функций, которые принадлежат к компетенции общего собрания. Вопрос, отнесенные уставом акционерного общества к исключительной компетенции ради акционерного общества (наблюдательного совета), не могут быть переданные на решения исполнительных органов общества.  
 
Кабинетом Министров Украины 19 июля 1993 г. утверждено Положения о наблюдательном совете, которое распространяется на акционерные общества, созданные в процессе корпоратизации государственных предприятий и закрытых акционерных обществ. Этим актом, во-первых, определен состав наблюдательных советов. Это представители основателя, акционеров (кроме членов правления), уполномоченные представители обслуживающих банковских учреждений, есть представители трудовых коллективов, органов приватизации. Относительно других субъектов (без участия государства) определение состава наблюдательного совета принадлежит к компетенции самых обществ. Если общество отнесено к категории монополистов, к наблюдательному совету может входить представитель Антимонопольного комитета. Во-вторых, персональный состав совета в акционерном обществе, созданному путем корпоратизации, формируется сверху: по предложению основателя (министерства, другого уполномоченного органа) его утверждают Минфин, Минэкономики, Фонд государственного имущества Украины (их общая постоянная комиссия). Предназначенная сверху совет действует до первых общих собрания акционеров, которые созываются после принятия решения о приватизации имущества общества. Первое собрание избирало новый наблюдательный совет общества. 
 
Функции наблюдательного совета делятся на контрольные в сфере управления и контрольные в сфере хозяйственной деятельности общества. В первой сфере совет утверждает главу правления (если это не директор корпоратизированного государственного предприятия), за его представлением - членов правления, анализирует действия правления относительно управления обществом. Во второй сфере совет рассматривает и анализирует отчеты правления, ревизионной комиссии общества; анализирует действия правления относительно реализации инвестиционной, технологической и ценовой политики, соблюдение обществом номенклатуры товара (услуг); является инициатором внеочередных ревизий и аудиторских проверок хозяйственных и финансовых результатов работы общества; согласовывает операции общества относительно распоряжения имуществом на определенную уставом печали; вносит основателю и собранию предложения по вопросам деятельности общества. Совет не имеет права вмешиваться в оперативные действия общества. 
 
Для выполнения контрольных функций совет наделенный правом получать информацию о деятельности общества; заслушивать отчеты правления и должностных лиц по отдельным вопросам их деятельности; прекращать полномочие тех членов правления, которых утверждает; привлекать к анализу отдельных вопросов экспертов. 
 
Формой работы совета есть заседания (правомочные при наличии на них 2/3 членов совета), на которые принимаются решение большинством голосов (решающим за равенства есть голос главы). Заседания проводятся ежеквартально. Внеочередные заседания совета могут быть созванные по требованию главы совета, правление и трети членов совета.  
 
В пределах полномочий члены совета как должностные лица общества несут ответственность за соблюдение интересов государства, акционеров. Совет подотчетный основателю (в процессе корпоратизации) и собранию. Она подает им годовой отчет о своей работе. Если эти органы признают работу совета неудовлетворительной, они подают комиссии предложения об изменениях в составе совета. Содержится совет за счет общества. Как отмечалось, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью правления акционерного общества осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается из числа акционеров. 
 
Членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления, ради акционерного общества (наблюдательного совета) и другие должностные лица. Порядок деятельности ревизионной комиссии и ее количественный состав утверждают общие собрание акционеров согласно уставу общества.  
 
Проверки финансово-хозяйственной деятельности правления ревизионная комиссия проводит по доверенности общего собрания, ради акционерного общества (наблюдательного совета), по ее собственной инициативе или по требованию акционеров, которые владеют в совокупности более как 10 процентами голосов. Ревизионной комиссии акционерного общества должны быть представленные все материалы, бухгалтерские или другие документы и личные объяснения служебных лиц на нее требование. 
 
Ревизионная комиссия докладывает о результатах проведенных ею проверок общему собранию акционерного общества или совету акционерного общества (наблюдательному совету). 
 
Члены ревизионной комиссии имеют право принимать участие с правом совещательного голоса в заседании правления.  
 
Ревизионная комиссия по годовыми отчетам и балансам составляет вывод. Без вывода ревизионной комиссии общие собрание акционеров не упражнению утверждать баланс. 
 
Ревизионная комиссия обязана требовать внеочередного созыва общих собрания акционеров в случае возникновения угрозы важным интересам акционерного общества или выявление злоупотреблений, содеянных должностными лицами.


Информация о работе Управление акционерным обществом