Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа
Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества
Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность политических прав гражданина;
2) описать систему политических прав гражданина;
3) описать пути реализации политических прав гражданина
Введение
4
1 Сущность политических прав граждан
6
1.1 Понятие основ правового статуса личности
6
1.2 Понятие и виды политических прав
7
1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11
2 Система политических прав
16
2.1 Свобода мысли, слова, печати
17
2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19
2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22
2.4 Право обращений
25
2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28
Заключение
34
Список использованных источников
36
Содержание
Введение | 4 |
1 Сущность политических прав граждан | 6 |
1.1 Понятие основ правового статуса личности | 6 |
|
7 |
1.3 Гарантии и ограничения политических прав | 11 |
2 Система политических прав | 16 |
|
17 |
|
19 |
2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций | 22 |
2.4 Право обращений | 25 |
|
28 |
Заключение | 34 |
Список использованных источников | 36 |
Введение
Политические права граждан относятся к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права граждан нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление её делами. Эти права создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права развиваются на фоне личных прав, и, прежде всего при опоре на уважение к человеку [32].
В отличие от основных личных прав, которые по природе своей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство признаёт, соблюдает, защищает политические права. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Естественный характер прав гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реализуется через политические права каждого гражданина.
Таким образом, предметом в рассматриваемой курсовой работе станут следующие вопросы:
- политические права: основные виды, понятие и сущность;
- система политических прав.
Актуальность курсовой работы в том, что политические права являются неотъемлемой частью существования любого гражданско-правового государства. Кроме того, они играют значимую роль в жизни не только общества и государства, но и каждого, отдельно взятого гражданина.
Объектом исследования курсовой работы является исследование понятия, сущности и видов, политических прав.
Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества
Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1)
раскрыть сущность
2) описать систему политических прав гражданина;
3)
описать пути реализации
Информационной базой курсовой работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, учебных пособиях, а также статьи на официальный сайтах. При написании курсовой работы использовались учебная и периодическая литература отечественных авторов.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.
1 Сущность политических
прав граждан
1.1
Понятие основ
правового статуса
личности
Важное
место в системе отрасли
Положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы является высшей ценностью, представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства. Указанный принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права [33, с. 92].
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Итак,
правовой статус личности – это
система, признанных государством прав,
свобод и обязанностей, как основа,
ядро, стержневой элемент правового положения
личности [11, с. 135].
1.2 Понятие и виды политических
прав
Политические права обеспечивают ту или иную степень участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан РФ – право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципального образования – право избирать и избираться, наряду с гражданами, в представительные муниципальные органы. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др. [36, с. 81].
Политические права – это определенная совокупность возможностей лица по осуществлению публичной власти или иной деятельности публичного характера. Названные права, прежде всего, призваны обеспечить реализацию политической свободы человека и народного суверенитета при осуществлении государственной власти на основе фундаментального принципа, в соответствии с которым воля народа должна быть основой власти правительства. Исходя из этого, определяются конкретные возможности выполнения гражданами публичных функций как индивидуально, так и коллективно. Политические права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства и многие из них реализуются коллективно. Перечислим основные из них:
1) Свобода мысли, слова, печати.
- каждому гарантируется свобода мысли и слова;
-
не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или
- никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом;
-
гарантируется свобода
Мысль человека свободна в силу естественной ее природы. Заставить человека мыслить не по его воле невозможно. Поэтому международные акты и конституции признают это право [34, с. 57].
Наряду со свободой мысли закрепляется и свобода слова как необходимая и естественная форма выражения первой.
Содержание свободы слова состоит в праве высказывать свои мысли, а также в совокупности мнений, идей, убеждений, выраженных как устно, так и в печати, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и др. Злоупотребление свободой слова недопустимо. Злоупотребление публичным словом нередко подрывает общественные устои и приводит, в конечном счете, к плачевным результатам. Поэтому признание свободы слова всегда означает признание возможности его ограничения. В международно-правовых актах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Свобода выражения мнений, идей, убеждений в печати означает отсутствие цензуры – разрешительной системы, определяющей возможность опубликования определенных материалов, документов, и др. Автор вправе опубликовать или иным способом делать общедоступными свои идеи, но за нарушение закона о печати, средствах массовой информации он несет ответственность. Ответственность наступает и за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету и дезинформацию. В этом случае ее несут и автор, и редактор. Не подлежит разглашению также профессиональная тайна (врачебная, следственная, коммерческая) [14, с. 36].
2)
Свобода объединений (
-
каждый имеет право на
- никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. 30, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).
Каждый человек вправе вместе с другими без предварительного разрешения органов власти создавать такие объединения, добровольно вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них.
3) Свобода собраний, митингов и демонстраций. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).
Она является коллективной формой публичного выражения общего мнения участников по общественно значимым вопросам. Иногда это право уточняется и дополняется, например, в праве собираться мирно и без оружия. Мирными и безоружными должны быть как собрания, так и иные публичные формы коллективного волеизъявления. Правовая регламентация собраний осуществляется в зависимости от того, проводятся ли они вне помещений под открытым небом или в закрытом помещении. Первые проводятся после предварительного уведомления или разрешения властей, для проведения вторых предварительного уведомления не требуется. Места проведения собраний могут быть ограничены. Не разрешается проводить собрания в местах расположения высших правительственных учреждений, в зонах, где существуют острые национальные противоречия. Более жесткие требования устанавливаются для демонстраций (мэрией может быть ограничено число участников движения, предварительно утверждается его маршрут).
Разновидностью
публичной формы выражения
Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества