Участие граждан в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества

Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность политических прав гражданина;

2) описать систему политических прав гражданина;

3) описать пути реализации политических прав гражданина

Содержание

Введение
4

1 Сущность политических прав граждан
6

1.1 Понятие основ правового статуса личности
6

1.2 Понятие и виды политических прав
7

1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11

2 Система политических прав
16

2.1 Свобода мысли, слова, печати
17

2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19

2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22

2.4 Право обращений
25

2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28

Заключение
34

Список использованных источников
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение 4
1 Сущность политических прав граждан 6
    1.1 Понятие основ правового статуса личности 6
    1.2 Понятие и виды политических прав
7
        1.3 Гарантии и ограничения политических прав 11
2 Система политических прав 16
    2.1 Свобода мысли, слова, печати
17
    2.2 Свобода объединений  (ассоциаций)
19
        2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций 22
    2.4 Право обращений 25
    2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28
Заключение 34
Список  использованных источников 36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Политические  права граждан относятся к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права граждан нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление её делами. Эти права создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права развиваются на фоне личных прав, и, прежде всего при опоре на уважение к человеку [32].

     В отличие от основных личных прав, которые  по природе своей неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.

     Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство признаёт, соблюдает, защищает политические права. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации.

     Естественный  характер прав гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реализуется через политические права каждого гражданина.

     Таким образом, предметом в рассматриваемой курсовой работе станут следующие вопросы:

     - политические права: основные  виды, понятие и сущность;

     - система политических прав.

     Актуальность  курсовой работы в том, что политические права являются неотъемлемой частью существования любого гражданско-правового государства. Кроме того, они играют значимую роль в жизни не только общества и государства, но и каждого, отдельно взятого гражданина.

     Объектом  исследования курсовой работы является исследование понятия, сущности и видов, политических прав.

     Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества

     Согласно  цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

     1) раскрыть сущность политических  прав гражданина;

     2) описать систему политических  прав гражданина;

     3) описать пути реализации политических  прав гражданина

     Информационной  базой курсовой работы послужили  публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках  международных организаций, учебных пособиях, а также статьи на официальный сайтах. При написании курсовой работы использовались учебная и периодическая литература отечественных авторов.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.  

 

      1 Сущность политических  прав граждан 

     1.1 Понятие основ  правового статуса  личности 

     Важное  место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса  личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» действующей Конституции РФ.

     Положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы является высшей ценностью, представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства. Указанный принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

     Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права [33, с. 92].

     Соблюдение  требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

     Защита  предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

     Итак, правовой статус личности – это  система, признанных государством прав, свобод и обязанностей, как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности [11, с. 135]. 

 

      1.2 Понятие и виды политических прав 

     Политические  права обеспечивают ту или иную степень  участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан  РФ – право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципального образования – право избирать и избираться, наряду с гражданами, в представительные муниципальные органы. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др. [36, с. 81].

     Политические  права – это определенная совокупность возможностей лица по осуществлению публичной власти или иной деятельности публичного характера. Названные права, прежде всего, призваны обеспечить реализацию политической свободы человека и народного суверенитета при осуществлении государственной власти на основе фундаментального принципа, в соответствии с которым воля народа должна быть основой власти правительства. Исходя из этого, определяются конкретные возможности выполнения гражданами публичных функций как индивидуально, так и коллективно. Политические права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства и многие из них реализуются коллективно. Перечислим основные из них:

     1) Свобода мысли, слова, печати.

     - каждому гарантируется свобода  мысли и слова;

     - не допускаются пропаганда или  агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

     - никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них;

     - каждый имеет право свободно  искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом;

     - гарантируется свобода массовой  информации. Цензура запрещается  (ст. 29, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).

     Мысль человека свободна в силу естественной ее природы. Заставить человека мыслить не по его воле невозможно. Поэтому международные акты и конституции признают это право [34, с. 57].

     Наряду  со свободой мысли закрепляется и  свобода слова как необходимая  и естественная форма выражения  первой.

     Содержание  свободы слова состоит в праве  высказывать свои мысли, а также в совокупности мнений, идей, убеждений, выраженных как устно, так и в печати, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и др. Злоупотребление свободой слова недопустимо. Злоупотребление публичным словом нередко подрывает общественные устои и приводит, в конечном счете, к плачевным результатам. Поэтому признание свободы слова всегда означает признание возможности его ограничения. В международно-правовых актах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

     Свобода выражения мнений, идей, убеждений  в печати означает отсутствие цензуры  – разрешительной системы, определяющей возможность опубликования определенных материалов, документов, и др. Автор вправе опубликовать или иным способом делать общедоступными свои идеи, но за нарушение закона о печати, средствах массовой информации он несет ответственность. Ответственность наступает и за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету и дезинформацию. В этом случае ее несут и автор, и редактор. Не подлежит разглашению также профессиональная тайна (врачебная, следственная, коммерческая) [14, с. 36].

     2) Свобода объединений (ассоциаций):

     - каждый имеет право на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов.  Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется;

     - никто не может быть принужден  к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. 30, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).

     Каждый человек вправе вместе с другими без предварительного разрешения органов власти создавать такие объединения, добровольно вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них.

     3) Свобода собраний, митингов и  демонстраций. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).

     Она является коллективной формой публичного выражения общего мнения участников по общественно значимым вопросам. Иногда это право уточняется и  дополняется, например, в праве собираться мирно и без оружия. Мирными и безоружными должны быть как собрания, так и иные публичные формы коллективного волеизъявления. Правовая регламентация собраний осуществляется в зависимости от того, проводятся ли они вне помещений под открытым небом или в закрытом помещении. Первые проводятся после предварительного уведомления или разрешения властей, для проведения вторых предварительного уведомления не требуется. Места проведения собраний могут быть ограничены. Не разрешается проводить собрания в местах расположения высших правительственных учреждений, в зонах, где существуют острые национальные противоречия. Более жесткие требования устанавливаются для демонстраций (мэрией может быть ограничено число участников движения, предварительно утверждается его маршрут).

     Разновидностью  публичной формы выражения коллективного  или индивидуального мнения является пикетирование. Оно проводится путем  размещения у определенных объектов граждан с плакатами или иными  изобразительными средствами. В этом случае шествие и звукоусиление не предусматривается [18, с. 51].

Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества