Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – общественные отношения в государственной сфере.
Предмет исследования – форма (государственное устройство) государства, особенности формы современного российского государства.
Цель исследования состоит в анализе особенностей формы государства современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Форма (устройства) государства: понятие, исторические трактовки и
современное содержание……………………………………………………..5
2. Форма правления в государстве. Виды монархической и
республиканской форм правления…………………………………………...9
3. Форма государственного (территориального) устройства: понятия и
виды…………………………………………………………………………..17
4. Межгосударственное образование: конфедерация и её современные
модификации………………………………………………………………...20
5. Форма государственно-политического режима: понятия, исторические
аспекты и критерии классификации………………………………………..24
6. Особенности формы государства в современной России……………...33
Заключение………………………………………………………………….38
Библиографический список………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, форма государства.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

- существует частичный плюрализм;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный  режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности  авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический  режим основан на единоличном  правлении, узурпации власти тираном  и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим  основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в  результате военного переворота против правления гражданских лиц. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п.

Авторитарные  режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

1) если при  тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при  тоталитаризме осуществляется систематический  террор по отношению к противникам,  то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

 

6. Особенности  формы государства в современной  России

 

В настоящее время  среди цивилистов ведутся дискуссии  относительно вопроса формы государства  современной России.

Отсутствие однозначной  законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления12. Правда, в этой же статье автор отмечает, что сконструированная на основе российской Конституции 1993 года13 политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно продуцирует становление безоппонентного режима.

И.В. Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся14.

Иначе говоря, президентская  власть обладает в президентской  республике юридически и практически  всегда верховенством в обществе, все другие власти по отношению к ней носят подчиненный характер. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является ее сила. Сила государственной власти понимается как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи15.

Несмотря на формальные основания и аргументации различных  точек зрения о существовании  в нашей стране полупрезидентской  формы правления, главное, что характеризует  форму правления в современной России, как пишет В.Е. Чиркин, - «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически»16.

Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют, прежде всего, о силе Президента РФ. Мы видим, что, несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует ее состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его Председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля Председателя и подчиняется непосредственно Президенту, причем речь идет не только о силовом блоке. Президенту напрямую подчиняются Министерство обороны, МВД, МЧС, МИД, Министерство юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО и др. В связи с изменением порядка избрания глав субъектов РФ, по сути, их теперь назначает сам Президент, и, следовательно, отстранить их от должности может он сам. Кстати, в связи с этим вызывает недоумение с правовой точки зрения такая форма назначения, как выражение доверия действующему губернатору - она вообще никак не вписывается в избирательный процесс. Проекты законодательных актов исходят, прежде всего, по инициативе Президента. Дума.

В США, например, нет ни правительства, ни премьер-министра, а функции федеральных министерств исполняют департаменты администрации Президента, но даже при этом глава государства имеет гораздо меньше исполнительных функций, чем его российский коллега.

С точки зрения президента Института стратегических оценок А.А. Коновалова, в результате последних думских выборов и мероприятий по укреплению вертикали власти последняя представляет собой пирамиду, стоящую на одной точке - на вершине. В стране остался единственный политик - Президент. Колоссальное средоточие властных полномочий в России было характерным и для России периода Ельцина, но теперь оно многократно возросло. А пропорционально с ним возросла и ответственность17.

Российская Федерация  имеет федеративную форму устройства. Из федеративной формы устройства вытекает такой правовой принцип, как федерализм.

Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы. К ним обычно относят государственный  суверенитет РФ, единство системы  государственной власти в РФ, равноправие  субъектов РФ, равноправие и самоопределение  народов РФ, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов18. Попытаемся рассмотреть некоторые проблемы, связанные с реализацией данных принципов.

Нынешний российский федерализм характеризуется по-разному. Н.В. Брезгулевская считает, например, что он чрезвычайно эклектичен, сочетает многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими  заимствованиями из опыта либеральных  демократий и собственными наработками19. И.В. Левакин утверждает, что Россия - единое федеративное государство с элементами «регионализма»20.

С моей точки зрения, за минувшее десятилетие сформировалась система, сочетающая в себе и федеративные, и унитарные, и конфедеративные элементы. Именно как стремление к конфедератизму следует оценивать официальные декларации «о государственном суверенитете», «особом статусе», «ассоциированном членстве в Федерации», «праве на выход из состава Федерации», нашедшие отражение в конституциях ряда республик.

Некоторые политики предлагают вообще официально постепенно преобразовать  Россию в конфедеративное государство (такой позиции придерживался, например, экс-губернатор Саратовской области Д. Аяцков21).

Важнейшим элементом  формы государства является политический режим. В СССР длительное время господствовали тоталитарный и авторитарный политические режимы. При этом надо иметь в виду, что наиболее близко к «чистому» типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (1927 - 1953 гг.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим, менее соответствовала «идеальному типу», чем сталинизм. Эти периоды можно обозначить как авторитарные политические режимы22.

В.Е. Гулиев характеризует  современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный, однако, авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям23. Результаты последних выборов в Государственную Думу, Президента РФ и становление вертикальной власти и «управляемой демократии» свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима, - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством, независимость судебной власти и т.д.

Отдельные авторы подчеркивают, что для российской политической действительности сегодня характерно глубинное неприятие властью демократических институтов наряду с демагогией и лозунгами о демократии (примеры тому - сужение права на референдум, парламент превратился в дорогостоящий законоутверждающий орган при Президенте РФ)24.

Хотелось бы, во-первых, обратить внимание на последовательность шагов по укреплению авторитарного режима (формирование партии власти, создание федеральных округов, отмена губернаторских выборов, установление полного контроля власти над федеральными телевизионными каналами, над естественными монополиями и т.д.); во-вторых, вертикаль сформировалась по всем ветвям власти, и если внимательно изучить решения судов, то мы с вами вряд ли обнаружим решение, не соответствующее интересам Кремля.

По мнению депутата Государственной Думы В. Рыжкова, «мы живем в новой путинской эпохе, которая вынесла обвинительный приговор советской и ельцинской моделям. Вместе с тем избранная сегодня страной модель авторитарной модернизации (авторитаризм плюс рыночные реформы) не позволит нам решить главные проблемы России и в среднесрочной перспективе приведет нас к системному кризису. Только более открытая политическая система позволит нам победить коррупцию и социальное расслоение, создать современную госслужбу, независимую юстицию, гарантирует собственность, сделает страну по-настоящему свободной и конкурентоспособной в мире»25.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

Форма государства может  быть понята лишь в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Несмотря на имеющиеся различия, форма всех существующих государств имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, как устроены органы государства.

Форма национально-государственного устройства и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения  населения на определенной территории, связь этого населения с государством в целом.

Политический режим  характеризует:

– как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью  каких приемов и методов государство  выполняет свое социальное назначение;

- обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок и другие свои функции.

Политические формы  современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и др. странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда  на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств.

В каждом государстве в процессе исторического развития может меняться политический режим, форма правления и форма государственного устройства

С формальной юридической  точки зрения, Россия - полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция просматривается.

В современной России установлен демократический режим, государство является федеративной республикой, что является важным достижением на пути построения правового государства. Но для достижения этих целей на современном этапе исторического развития необходимо решить многие экономические, политические, культурные проблемы нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской  Федерации, принятая на всеобщем  народном референдуме 12 декабря  1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Информация о работе Форма государства