Форма государственного устройства: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:37, реферат

Краткое описание

Рассмотрение вопроса о форме государственного устройства имеет важное значение, как теоретическое, так и практическое, и достаточно хорошо освещается в юридической литературе.
Термин «государственное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение его центральной и местных властей, взаимоотношения между его составными частями.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие формы государственного устройства 4
3. Виды форм государственного устройства 5
3.1. Унитарное государство 6
3.2. Федерация 7
3.3. Конфедерация 10
3.4. Другие формы государственного устройства 11
4. Заключение 12
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

гос и право.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

     3. Следующий признак федеративного государства – это наличие двухуровневой законодательной системы. Конституция и законы существуют как на уровне федерации в целом, так и на уровне каждого субъекта федерации в отдельности. Субъекты федерации имеют право на принятие собственной конституции, имеют свои высшие законодательные органы.

     4. В федеративном государстве наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

     В зависимости от  способа образования федерации, способа образования субъектов федерации, правового статуса субъектов федерации, соотношения объема полномочий федерации и субъектов федерации можно выделить несколько видов федеративных государств.

     По способу образования федерации модно выделить следующие типы. Конституционная федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства на основе специально принятой конституции. Примерами данного типа государств являются Индия, Пакистан. Договорная (союзная) федерация образуется в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (например, Объединенные Арабские Эмираты). Также, выделяется смешанный тип (конституционно-договорная федерация).

     По способу образования  субъектов федерации выделяют территориальную федерацию, субъекты которой образованы по географическим, историческим и экономическим особенностям, и национальную федерацию, субъекты которой образованы по национальному и лингвистическому критериям. Также существует смешанный тип - национально-территориальная федерация (субъекты образованы по территориальному и национальному принципам одновременно).

     По правовому статусу субъектов федерации государства делятся на симметричные и асимметричные федерации. В симметричной федерации субъекты обладают равным объемом полномочий и имеют одинаковое правовое положение в рамках федерации. В асимметричной федерации субъекты обладают различным правовым статусом и, как следствие, различным объемом полномочий.

     В зависимости от соотношения объема полномочий федерации и субъектов федерации различают централизованные и децентрализованные федерации. При централизованном типе федерация обладает большим объемом полномочий, определенных достаточно подробно, чем субъекты федерации. В децентрализованной федерации определен достаточно подробно круг полномочий субъектов федерации, а все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

     Примером федерации  в современном мире являются  такие государства как  Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Швейцария, Индия.

    

3.3. КОНФЕДЕРАЦИЯ

          

     Конфедерация представляет собой союз государств, образованный для решения какой-либо экономической, политической или военной задачи. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Государства, вошедшие в конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета.

     Как показывает история, конфедерации являются весьма  неустойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Однако известны случаи, когда конфедерации послужили основой для перехода к более тесному союзу – федерации. Так, США – ныне федеративное государство – было образовано на основе конфедерации. [8]

     Конфедерация является  переходной формой государства, в дальнейшем она либо преобразуется в федерацию, либо снова распадается на ряд унитарных государств.

     Можно выделить следующие  основные признаки, общие для всех конфедераций:

     1. Составные части конфедерации являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти.

     2. Конфедерация не  имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Конфедерацией создаются конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, которые решают проблемы экономического, оборонного или другого характера (ради чего и создавалось конфедеративное объединение). Каждое суверенное государство имеет свою систему органов власти.

     3. Конфедеративное государство не имеет единой армии. Каждое суверенное государство имеет свои вооруженные силы.

     4. Каждое союзное  государство в составе конфедерации  имеет свою конституцию. На уровне  конфедерации может приниматься  своя конституция.

     5. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, то есть, нет единого гражданства конфедерации.

     6. Каждое союзное государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

     В качестве примера конфедерации можно привести Сенегамбию – союз Сенегала и Гамбии, существовавший с 1982 по 1989 год, имевший целью расширение сотрудничества между данными странами.

     Также, последней из существовавших конфедераций был Государственный Союз Сербии и Черногории, существовавший в 2003 – 2006 годах, созданный для сотрудничества в некоторых политических областях (оборонительный союз, международное правительство). Конституция союза была принята 4 февраля 2003-го года, каждое из государств имело право получить полную независимость в результате референдума.

 

3.4. ДРУГИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

    

     Помимо трех основных вышеперечисленных форм государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), имеют место и другие, специфические формы государственного устройства – империи, содружества, унии, фузии и другие.

     Содружество – объединение суверенных, самостоятельных государств в целях долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием схожести в политической, экономической, правовой, культурной и лингвистической сферах. Содружество может перерасти в конфедерацию или федерации. Примером содружества является Британское содружество – добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входит Великобритания и почти все ее бывшие колонии и протектораты.

     Империя – сложное  колониальное государство, созданное насильственным путем – в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют разную зависимость от верховной власти. Такими государствами были в свое время Османская Империя, Британская Империя, Римская Империя.

     Фузия – временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населенных одним этносом, которые раньше были единым государством. Примером такого слияния является объединение ФРГ и ГДР в 1990 году.

     Уния – объединение только монархических государств, возглавляемое одним монархом. Пример – Австро-Венгрия, просуществовавшая до 1918 года и объединившая Австрийскую Империю и Венгерское Королевство.

     Также в истории встречалось много замысловатых форм государственного устройства, которые не получили распространения в современности (вассалитеты, сюзеренитеты, торговые союзы и т.д.).

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, форма  государственного устройства –  это способ территориальной организации государства, определяющий внутреннее строение государства, деление его на составные части и принципы взаимоотношения этих частей между собой.

     Основными формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.

     Унитарное государство – простое, единое, монолитное государство, которое имеет единые органы государственной власти, одно гражданство, единую законодательную и налоговую системы.

     Федеративное государство – это сложное союзное государство с двухуровневой системой органов государственной власти и законодательства, субъекты которого наделены определенной политической самостоятельностью и ограниченным суверенитетом.

     Конфедерация – временный союз суверенных государств, создаваемый для достижения экономических, политических, военных, культурных и других целей. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах, и имеют право выхода из конфедерации в одностороннем порядке.

     Также, исторически и в современности существуют и другие, менее распространенные формы государственного устройства, такие как содружества, империи, унии и т.д.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Оксамытный В. В. Общая теория государства и права: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Иванов В. Теория государства. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.

3. Рассолов М. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012.

4. Правкин С. А. Теория государства: актуальные проблемы, исторические и современные концепции: Учебное пособие. М.: МИЭМП, 2006.

5. Емельянов Б. М., Правкин С. А. Теория государства и права: Курс лекций. М.: МИЭМП, 2009.

6. Братановский С. Н. Теория государства и права. М.: Директ-Медиа, 2013.

7. Липинский Д. А., Хачатуров Р. Л. Теория государства и права: учебник.     М.: Директ-Медиа, 2013.

8. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов.

М.: Юстицинформ, 2012.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Форма государственного устройства: понятие и виды