Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;

Содержание

Введение………..…………………………………………………….…….….3
1 Понятие, содержание и признаки функций государства………………..5
1.1 Понятие "функция государства"…………………………..………..5
1.2 Содержание функций…………………………………………..…....6
1.3 Признаки функций………………………………………………..…8
1.4 Эволюция функции……………………………………………..…...9
2 Классификация функций государства………………………………..….11
2.1 Функции Российского государства…………………………..….…13
3 Внутренние функции государства…………………………….…….……15
Обеспечение народовластия…………………..……………….……….15
3.1 Экономическая функция………………………………………...….16
3.2 Социальная функция………………………………………….……17
3.3 Экологическая функция………………………………………...….19
3.4 Функция налогообложения и взимания налогов………………….20
3.5 Защита прав и свобод граждан…………………………………….21
4 Внешние функции государства……………………………………….….23
4.1 Интеграция в мировую экономику……………………….…….….23
4.2 Поддержка иностранных инвестиций……………………….…….24
4.3 Функция обороны………………………………………….………..25
4.4 Функция поддержки мирового порядка…………………….……..26
4.5 Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………….………………….............27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………………..……………….….

Вложенные файлы: 1 файл

Функции государства.docx

— 79.66 Кб (Скачать файл)



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………..…………………………………………………….…….….3

1 Понятие, содержание и признаки функций государства………………..5

  1. Понятие "функция государства"…………………………..………..5
  2. Содержание функций…………………………………………..…....6
  3. Признаки функций………………………………………………..…8
  4. Эволюция функции……………………………………………..…...9

2 Классификация функций государства………………………………..….11

2.1 Функции Российского  государства…………………………..….…13

3 Внутренние функции государства…………………………….…….……15

Обеспечение народовластия…………………..……………….……….15

  1. Экономическая функция………………………………………...….16
  2. Социальная функция………………………………………….……17
  3. Экологическая функция………………………………………...….19
  4. Функция налогообложения и взимания налогов………………….20
  5. Защита прав и свобод граждан…………………………………….21

4 Внешние функции государства……………………………………….….23

  1. Интеграция в мировую экономику……………………….…….….23
  2. Поддержка иностранных инвестиций……………………….…….24
  3. Функция обороны………………………………………….………..25
  4. Функция поддержки мирового порядка…………………….……..26
  5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………….………………….............27

Заключение……………………………………………..………………...….29

Список литературы……………………………………..……………….….33

Приложение Классификация функций государства……..………….…..35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

К настоящему времени существенно  обогатилось научное знание о  важных сторонах функционирования и  развития государства и права. Новые  процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Для изучения государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации. Этот метод  эффективно применяется при изучении функций государства и позволяет  классифицировать их по различным критериям. Требуется проанализировать, как  данные процессы отразились на таком  понятии как “функции государства”? Этот вопрос очень важен и актуален, так как если до конца не определиться о том, что и как государство  делает, по каким направлениям функционирует, то в РФ невозможно будет найти  пути дальнейшего реформирования государства. В связи с этим данная тема курсовой работы представляется одной из важнейших  в курсе теории государства и  права.

Кроме этого, подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления  о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Предметом исследования данной работы является: функции государства как  основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Цель курсовой работы: анализ и  классификация функций государства.

При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:

  • Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
  • Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;
  • Классифицировать функции государства по самым различным критериям;
  • Проанализировать какова классификация и как делятся функции государства в РФ.
  • Подвергнуть анализу внутренние функции государства;
  • Проанализировать внешние функции государства.
  • Структура работы включает в себя:
  1. введение
  1. четыре пункта, в которых даётся общее понятие, содержание и признаки функций государства. Проводится анализ внешних и внутренних функций государства.
  2. заключение содержит основные выводы по каждому параграфу.
  3. библиографический список.
  4. приложение, в котором схематически отображаются функции государства.

При написании курсовой работы автором  применялся общий метод исследования данной проблемы.

 

1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

1.1  Понятие “функция государства”

 

 

Государство – политическая организация, обеспечивающая политическую власть и  необходимая для выполнения классовых  и общечеловеческих задач, вытекающих из природы любого общества, призванная обеспечить внутренний порядок и  внешнюю безопасность.

Понятие функции выражает зависимость  одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной  величины другая величина также изменяется определенным образом.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. [5, с.5]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, то есть его внутреннее строение, которое  определяется в первую очередь его  назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его  функциях, есть объективная необходимость  выполнения общественно полезной, социально  обусловленной деятельности.

 Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».

Функция в теории государства и  права означает направление, предмет  деятельности того или иного политико-правового  института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе  предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.[4, с.167] Функции государства  обусловлены его задачами, зависят  от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

 

 

1.2 Содержание функций

 

 

Понятие функции государства появилось  и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной  теории государства и права. В  рамках марксистско-ленинского подхода  к государству выделялись, как  уже указывалось выше, классовая  сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и  направление, и сам предмет, и  содержание деятельности государства  и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости  от изменения классовой сущности и формы государства, постольку  для определения этой зависимости  вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.[6, с.35]

Кроме того, это понятие особенно широко было использовано для определения  деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного  хозяйства, поддержки национально - освободительных  движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства  тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.[9, с.36]

На современном этапе развития отечественной теории государства  и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

    • расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;
    • отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.[9, с.159]

Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают  определяющее влияние не столько  классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности  общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства  отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и  догматизации, учитывает все новые  проблемы, но, все равно, сохраняет  и то позитивное, что было накоплено  и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось  прежде всего само понятие функции  государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик  деятельной стороны государства.

Функциональный подход позволяет  более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления  государств различных типов, видов, форм у разных народов, то есть процесс  формирования и эволюции государственности.

 

1.3 Признаки функций

 

 

Необходимо выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к функции.

По мнению Морозовой Л.А. к этим признакам относятся:

    • прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
    • непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
    • направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
    • деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.[8, с.46]

Совокупность этих признаков позволяет  утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих  функций.

Функциональная характеристика позволяет  изучать не только государство конкретного  типа, вида, формы у того или иного  народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность  этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

 

 

1.4 Эволюция функций

 

 

Появление тех или иных новых  функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ  не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой  сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или  менее причинная зависимость  все же характеризует функции  государства, которые представляют собой важнейшие направления  деятельности государства в определяющих областях его существования в  экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.[9, с.159]

Иные же функции подвергаются мощному  влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый  тип государства, появившийся в  развитии конкретного государственно-организованного  общества, может в явной или  скрытой форме сохранять и  иногда развивать некоторые старые функции.

В связи с этим допустимо сделать  вывод, что, таким образом, в государственности  того или иного общества сохраняется  преемственность функций, но действует  и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и  даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций  от изменения сущности и формы  государства.

Функции не являются чем-то раз и  навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости  от конкретно - исторических условий  элементы этих общих функций могут  приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут  быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных  сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход  к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

Информация о работе Функции государства