Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;
Введение………..…………………………………………………….…….….3
1 Понятие, содержание и признаки функций государства………………..5
1.1 Понятие "функция государства"…………………………..………..5
1.2 Содержание функций…………………………………………..…....6
1.3 Признаки функций………………………………………………..…8
1.4 Эволюция функции……………………………………………..…...9
2 Классификация функций государства………………………………..….11
2.1 Функции Российского государства…………………………..….…13
3 Внутренние функции государства…………………………….…….……15
Обеспечение народовластия…………………..……………….……….15
3.1 Экономическая функция………………………………………...….16
3.2 Социальная функция………………………………………….……17
3.3 Экологическая функция………………………………………...….19
3.4 Функция налогообложения и взимания налогов………………….20
3.5 Защита прав и свобод граждан…………………………………….21
4 Внешние функции государства……………………………………….….23
4.1 Интеграция в мировую экономику……………………….…….….23
4.2 Поддержка иностранных инвестиций……………………….…….24
4.3 Функция обороны………………………………………….………..25
4.4 Функция поддержки мирового порядка…………………….……..26
4.5 Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………….………………….............27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………………..……………….….
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………..……………………………………………
1 Понятие, содержание и признаки функций государства………………..5
2 Классификация функций государства………………………………..….11
2.1 Функции Российского государства…………………………..….…13
3 Внутренние функции государства…………………………….…….……15
Обеспечение народовластия…………………..……………….…
4 Внешние функции государства……………………………………….….2
Заключение……………………………………………..…
Список литературы…………………………………
Приложение Классификация функций государства……..………….…..35
ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
Для изучения государственно-правовых
явлений и процессов в теории
государства и права
Кроме этого, подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Предметом исследования данной работы является: функции государства как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Цель курсовой работы: анализ и
классификация функций
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
При написании курсовой работы автором применялся общий метод исследования данной проблемы.
1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И
1.1 Понятие “функция государства”
Государство – политическая организация, обеспечивающая политическую власть и необходимая для выполнения классовых и общечеловеческих задач, вытекающих из природы любого общества, призванная обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. [5, с.5]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция государства
- это рассматриваемые в
1.2 Содержание функций
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.[6, с.35]
Кроме того, это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально - освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.[9, с.36]
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
Как показывает исторический опыт, на
функции государства оказывают
определяющее влияние не столько
классовые характеристики государства,
сколько новые условия и
Функциональный подход позволяет
более глубоко изучать
1.3 Признаки функций
Необходимо выделить признаки функций,
то есть те устойчивые характеристики,
которые позволяют отнести
По мнению Морозовой Л.А. к этим признакам относятся:
Совокупность этих признаков позволяет
утверждать, что действительно речь
идет о функциональной характеристике
государства, о наличии у того
или иного государства
Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
1.4 Эволюция функций
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.[9, с.159]
Иные же функции подвергаются мощному
влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных,
территориальных особенностей, традиций
и тому подобное. Поэтому новый
тип государства, появившийся в
развитии конкретного государственно-
В связи с этим допустимо сделать вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и
навсегда, навечно данным, фундаментальным,
застывшим и неизменным. В зависимости
от конкретно - исторических условий
элементы этих общих функций могут
приобретать самостоятельное