Характеристика договора розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии понятия розничного договора купли-продажи и его места в системе гражданско-правовых договоров.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
 раскрыть понятие договора розничной купли-продажи;
 рассмотреть элементы договора розничной купли-продажи;
 изучить виды договора розничной купли-продажи;
 исследовать содержание договора розничной купли-продажи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.3 ВИДЫ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
2.1 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА
2.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Согласно п.3 ст.503 ГК и п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи любому покупателю и аналогичные последствия в отношениях с участием граждан-потребителей неодинаковы. Поскольку согласно п.3 ст.492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются нормы Закона о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, следует прийти к выводу о том, что последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст.503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. В связи с этим, если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, а не ст.503 ГК РФ.

В отличие от общих положений ГК потребитель согласно п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае имеется в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков. В этом случае он вправе требовать возмещения убытков в полном объеме (ст.15 ГК), однако обязан доказать их наличие и размер.

Важной гарантией защиты прав потребителей является правило, установленное п.6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае, когда срок службы не установлен.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем, либо обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю иные требования, предусмотренные п.3 ст.18 Закона о защите прав потребителей, либо возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Требования, изложенные в п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Кроме того, согласно п.3 указанной статьи предусматривается возможность обратить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара на аналогичный непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Однако поскольку потребитель не имеет возможности предъявить к изготовителю все требования, изложенные в п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, ему также предоставляется право вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать от него уплаченной за этот товар суммы.

Пункт 3 ст.18 Закона о защите прав потребителей содержит весьма важное правило, предоставляющее потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, право предъявить ряд требований, указанных в этом пункте, непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Ранее действовавшее законодательство не допускало предъявления каких бы то ни было требований по поводу качества проданного товара к изготовителю, поскольку между ним и потребителем отсутствовали правовые отношения.

Согласно п.2 ст.503 ГК в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, покупатель вправе по своему выбору потребовать только замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. В отличие от этого в соответствии с п.4 ст.18 Закона о защите прав потребителей в указанном случае потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца:

- замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на доброкачественный товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя - замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- или возврата уплаченной за него денежной суммы.

В соответствии с п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, а также импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.

В тех случаях, когда возникают разногласия с потребителем о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако если в результате экспертизы товара было установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Согласно п.6 ст.18 Закона о защите прав потребителей, в случае, когда на товар не установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если потребитель не докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. В случае, когда на товар установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если они докажут, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В Законе о защите прав потребителей содержатся специальные нормы, устанавливающие механизм реализации отдельных требований потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Согласно п.1 ст.20 этого Закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения. Кроме того, согласно п.5 ст.24 Закона о защите прав потребителей потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

 

Вывод по 2 главе

 

Итак, обязанности продавца в договоре розничной купли-продажи состоят в передаче покупателю товара: в определенном месте; со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару; в согласованном количестве; в определенном ассортименте; соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен; установленного качества; свободным от прав третьих лиц; в надлежащей упаковке и (или) таре.

Права продавца заключаются в установлении на товар дополнительного гарантийного срока либо в отказе от исполнения договора в строго определенных случаях.

Покупатель обязан принять товар и уплатить за него цену.

Права покупателя охраняются законом о защите прав потребителей.

 

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

. Договор купли-продажи - основной вид гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Купля-продажа - это договор, по которому, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2. Отношения купли-продажи регулируются положениями действующего на территории России гражданского законодательства и договорами купли-продажи, заключенными между сторонами сделки.

. Договор розничной купли-продажи - это двусторонний, консенсуальный, возмездный договор. Специфической чертой его является то, что продавцом всегда выступает предприниматель, осуществляющий профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу. Это предполагает большую степень ответственности со стороны продавца, как профессионала в данном договоре. Покупателем, напротив, может быть лишь гражданин приобретающий товары исключительно для личных, семейных и домашних нужд.

. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты товара. Однако оплата товара и достижение соглашения между сторонами - это не одно и то же. Иногда оплата следует за соглашением сторон, иногда предшествует ему.

. Существует пять видов договора розничной купли-продажи:

- продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок,

- продажа товаров по образцам,

- продажа с использованием автоматов,

- продажа товара с условием о его доставке покупателю,

- дистанционный способ продажи товаров.

В договоре розничной купли-продажи должны быть четко прописанные права и обязанности обеих сторон по договору. Покупатель обязан лишь принять и оплатить товар. Обязанности продавца весьма обширны, и за их неисполнение он несет строгую ответственность.

Анализируя законодательство РФ, следует отметить, что, несмотря на четко прописанные в нормативных актах права и обязанности сторон, нарушения в сфере розничной купли-продажи не редки. Все еще высока степень безответственности и безнаказанности продавцов и изготовителей. Причина кроется в пассивности, нежелании граждан бороться за свои права, в низком уровне правовой образованности. Законы не могут работать сами по себе, в отрыве от граждан страны. В связи с этим необходимо повышать уровень правовой культуры граждан, показывать, что с беззаконием можно эффективно бороться.

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть I от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. // Российская газета. 1994.8 декабря; часть II от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Российская газета. 1996.6,7,8 февраля; часть III от 26 ноября 2001 г. 28 ноября.

3. Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ.

4. Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 года // СЗ РФ, 2002, № 5154-I.

5. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 года N 2-ФЗ. // "Российская газета", 16.01.96 г. N 8.

6. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 2002 г. № 21 "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002 г., - №1

Научная литература

7. Авдеев Ю.П. Сделки с недвижимостью. - М.: Информ, 2009.

8. Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике. // Хозяйство и право 2012, №6.

9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2009.

10. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 2010.

Информация о работе Характеристика договора розничной купли-продажи