Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:04, контрольная работа
Характерными чертами современ¬ной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Введение……………………………………………………………………3
I. Понятие и сущность холдинговых систем…………………………….4
1. Понятие холдинга и холдинговых отношений………………….4
2. Создание холдинга………………………………………………..5
3. Ликвидация холдинга…………………………………………......6
4. Договор о создании холдинга………………………………….....6
5. Государственная регистрация холдингов………………………..7
6. Порядок государственной регистрации холдинга………………7
7. Государственный реестр холдингов……………………………...8
8. Управление в холдинге……………………………………………8
9. Консолидированные учет и отчетность холдинга…………….....8
10. Ответственность участников холдинга……………………….....9
II.Регулирование деятельности холдингов в России……………………10
1. Государственное управление холдингами……………………...10
2.Организация государственного контроля за деятельностью холдингов…………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………...16
Список используемой литературы……………………………………….17
8. Управление в холдинге
Управление в холдинге
осуществляется головной
Управление в холдинге - осуществление
головной компанией действий по управлению
собственностью, контрольными пакетами
акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной
деятельностью юридических лиц, входящих
в холдинг, а также иных предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской
Федерации действий.
Головная компания
имеет право на: проведение единой инвестиционной,
технологической, производственно-хозяйственной,
финансовой и научно-технической политики
холдинга;
утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;
определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;
определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;
представление отчетности об итогах
финансово-хозяйственной
утверждение форм отчетности, отражающих
производственно-хозяйственную деятельность
участников холдинга.
Государство обеспечивает
благоприятные условия для организации
деятельности холдинга, в том числе для
привлечения инвестиций.
9. Консолидированные учет и отчетность холдинга
В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.
Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.
Консолидация налоговой обязанн
Признание холдинга консолидированной
группой налогоплательщиков, а также особенности
налогообложения операций между участниками
холдинга устанавливаются Налоговым кодексом
Российской Федерации.
Ведение сводных (консолидированных) учета,
отчетности и баланса холдинга осуществляется
головной компанией по месту ее государственной
регистрации. Ответственность за ведение
консолидированных учета и отчетности
перед государственными органами несет
головная компания.
10. Ответственность участников холдинга.
Участники холдинга
не несут ответственность по
долгам головной компании.
Головная компания, которая имеет
право давать участнику холдинга обязательные
для исполнения им указания, отвечает
солидарно с участником холдинга по сделкам,
заключенным участником холдинга во исполнение
таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.
Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.
II.Регулирование деятельности холдингов в России
Специфика государственного управления функционированием холдингов, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над холдингов:
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание холдингов из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.
Основной формой государственного управления деятельностью холдинга может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и холдингом. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным холдингам в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.
Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон1.
Многие потенциально активные предложения
о создании холдингов на добровольной
основе сегодня наталкиваются на
имеющиеся ограничения по доле государственной
собственности в
При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов холдингов следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников холдингов. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.
Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники холдинга являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании холдингов должно принимать Правительство Российской Федерации. По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования холдингов должно принимать соответствующие решения в случаях если:
- основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;
- группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.
В остальных случаях (вхождение
в состав холдингов отдельных
государственных предприятий
Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов холдингов под их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.
Следует отметить, что большую помощь по формированию холдингов оказывает научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-99 гг. был подготовлен ряд научно-аналитических материалов, касающихся деятельности холдингов. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания холдингов. К основным из них относятся следующие:
Госкомпромом России во исполнение
постановления Правительства
Создание АБД отвечает требованиям Положения о порядке ведения Реестра холдингов РФ и предусматривает получение сведений о созданных, реорганизованных или ликвидированных холдингов, имеющих юридический адрес на территории Российской Федерации.
2. Организация государственного контроля за деятельностью холдингов.
Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высоко интегрированными структурами.
Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.
Основными принципами такого подхода являются:
а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;
б) возможность формирования холдингов
путем покупки акций участников
или приобретения их в траст, заключения
договора о совместной деятельности,
создания совместного предприятия
в любой из форм акционерного общества,
предусмотренных Гражданским
в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность холдингов;
г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;
д) минимизация ограничений, налагаемых
на формируемые имущественные
В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.
Для осуществления эффективного контроля
за выполнением условий