Частная и Государственая формы собственности: перспективы спроса и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является необходимость понять, что же такое собственность и какова ее роль в экономике любой страны.
Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:
1) на основе теоретического положения обобщить понятие и сущность собственности;
2) определить существующие формы собственности;
3) понять в чем разница между государственной и частной формами собственности;
4) проанализировать тенденции и перспективы развития.

Содержание

Введение 3
1. Собственность как экономическая категория 5
1.1. Понятие и сущность собственности 5
1.2. Формы собственности 9
2. Тенденции и перспективы развития частной и государственной форм собственности в мире в целом и в России в частности 14
2.1. Частная собственность 14
2.2. Государственная собственность 20
2.3. Соотношение частной и государственной собственности 23
в современной Российской Федерации
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Kyrsah.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3 - Отдельные показатели приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации

Эти вопросы детально рассматриваются в «Российской Бизнес Газете», где приводятся весьма интересные и свежие факты, касающиеся моей темы.

Принят закон, касающийся обществ с ограниченной ответственностью. ГУПы и МУПы оказались слишком мелкими, чтобы стать акционерными обществами.

Депутаты Госдумы решили реанимировать вялотекущую приватизацию госсобственности и приняли в  первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", который предлагает отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий. Законопроект предусматривает новый способ приватизации - преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Помимо этого законопроектом вводится еще один способ приватизации - продажа на аукционе имущественного комплекса унитарного предприятия, включая его долги.

Сегодня если размер уставного  капитала государственного или муниципального унитарного предприятия, определяемый как сумма чистых активов предприятия и кадастровой стоимости земельного участка, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО) - 100 тысяч рублей, то его приватизация может осуществляться только одним способом - путем преобразования унитарного предприятия в ОАО. Причем 100 процентов акций данного предприятия должны находиться в государственной или муниципальной собственности.

Авторы законопроекта  считают, что форма ОАО подходит больше для ведения крупного бизнеса, а вот для малого и среднего бизнеса лучше подойдет такая форма, как ООО.

Разработчиков поддерживает и Комитет по собственности Госдумы, по мнению которого указанная законодательная  норма является весьма неэффективной  в отношении средних и малых предприятий. Она существенно увеличивает денежные и временные затраты на осуществление всех корпоративных процедур, связанных с созданием и функционированием ОАО, в частности, эмиссией акций и организацией их обращения на фондовом рынке, проведением собраний акционеров и так далее. Кроме того, отмечают в комитете, на финансовом рынке оказываются малоликвидные акции акционерных обществ, спрос на которые фактически отсутствует, но само наличие которых препятствует развитию фондового рынка. В комитете также отмечают, что отечественный опыт и опыт развитых стран показал, что такая организационно-правовая форма как ОАО является экономически целесообразной исключительно для крупных предприятий с большим количеством акционеров - физических и юридических лиц, в то время как для средних и малых предприятий оптимальной формой юридического лица является ООО.

Поэтому новый закон увеличивает размер балансовой стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, при котором в обязательном порядке осуществляется преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, до 5 миллионов рублей. В иных случаях предлагается преобразовывать унитарные предприятия в общества с ограниченной ответственностью либо продавать их как имущественные комплексы.

В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты. В каждом государстве экономические отношения собственности вообще и собственности граждан в частности приобретают соответствующее правовое регулирование, которое осуществляется преимущественно нормами гражданского права. В частной собственности граждан могут быть любые объекты лично-потребительского и производственного назначения, результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено законом.   Рыночная экономика объективно требует развития мелкого производства, которое может осуществляться в форме частного предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и др. В 1991г. в негосударственном секторе экономики России, наряду с предприятиями коллективной и смешанной форм собственности, начали действовать и предприятия, которые базируются на частной собственности физического лица. В настоящее время количество данных предприятий значительно увеличилось. Однако, несмотря на такое количественное увеличение, эти предприятия пока еще не играют большую роль в национальной экономике. Как показывают социально-экономические исследования, основными причинами, которые сдерживают рост предпринимательской деятельности, тормозят эффективную работу частных предприятий, являются нестабильность государственной, социально-экономической и налоговой политики, отсутствие развитой инфраструктуры предпринимательства, рэкет, негативное общественное мнение о частном бизнесе и др.

Исходя из этого, можно предвидеть, что в ближайшие годы развитие процессов разгосударствления и приватизации собственности в промышленности России будет происходить в направлении повышения роли и части коллективной собственности за счет резкого увеличения хозяйственных товариществ и обществ.

 

2.2. Государственная  собственность

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами  к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам? Какова возможная сфера распространения государственной собственности в экономике?

Вероятно, государственная собственность сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы  науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным  и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки. При развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась  государственная собственность  в экономике, ее главной болезнью остаются бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Так, принципиально важным для содержания государственной  собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. И можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

 

2.3. Соотношение  частной и государственной собственности в современной Российской Федерации

Распространение частной собственности вызвало в России развитие рыночной экономики, увеличение денежных доходов страны, а так же ряд других положительных факторов, приведенных ниже:

  • возросла заработная плата. В 2012 по результатам Росстата заработная плата составила 64,6% от денежного дохода страны;
  • уменьшился процент населения, находящегося ниже черты прожиточного минимума. В 2012г. он составил 12,6% ( в 2000г. он составлял 29,0%);
  • основной капитал сконцентрировался в руках частных фирм и компаний;
  • были привлечены иностранные капиталы.

Но при всяких реформах нельзя обойтись и без недостатков. Частная собственность повлекла за собой и негативные последствия:

  • характерной чертой частой собственность в современной России является высокий уровень монополизации экономики. Что, из-за отсутствия развитого антимонопольного законодательства, оказывает резко негативное влияние на большинство сфер российского общества, в том числе на политику и идеологию;
  • стоит отметить слабое регулирование частной собственности в России. Причиной является влияние монополистического бизнеса. Это подтверждается отсутствием контроля властных структур над добывающими, нефтегазовыми, энергетическими компаниями, которые являются монополистами своей отрасли и оказывают огромное влияние на ценообразование (Рисунок 4).

Что же касается государственной  собственности? В любой стране существует большой массив объектов, который непосредственно контролируется государством. Существуют государственные предприятия и учреждения, значительная часть земли находится в государственной собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы

№ в РФ

№ в мире

Название

Отрасль

Выручка,

млрд. руб

Прибыль,

млрд. руб

Активы,

млрд. руб

1

15

Газпром

Нефть и газ

117,6

31,7

302,6

2

68

Лукойл

Нефть и газ

111,4

10,4

90,6

3

71

Роснефть

Нефть и газ

59,2

11,3

106

4

90

Сбербанк

Банковское дело

31,8

6

282,4

5

149

ТНК-ВР

Нефть и газ

60,2

9

37,1

6

200

Сургут нефтегаз

Нефть и газ

20,3

4,3

46,6

7

255

Банк ВТБ

Банковское дело

12,6

1,9

139,3


 

Рисунок 4 - Крупнейшие компании-монополисты в РФ на 2012г.

системы связи и многое другое. Контроль над этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов всего общества, производство ряда “общественных” товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д.

Для определения сущности государственной собственности  достаточно определить его монопольные отрасли ведения: национальная оборона, урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др. Необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база, которая и будет основой для обороны. Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

В экономике западных стран велико значение государственной  собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия  тех отраслей, которые обслуживают  производство и социально-бытовую  сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.

Информация о работе Частная и Государственая формы собственности: перспективы спроса и развития