Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 04:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданское право".

Вложенные файлы: 1 файл

ekzamen_gp_1.docx

— 234.81 Кб (Скачать файл)

 

 

18. защита прав кредиторов при  реорганизации юридического лица

 

 

 Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц  является максимальная защита интересов  кредиторов.

2. Правопреемство при  реорганизации включает перевод  долга (долгов) реорганизованного  юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст.391 ГК, перевод  долга на другое лицо возможен  лишь с согласия кредитора.  Но в случае реорганизации  должника кредитор не может  воспрепятствовать переводу долга.  Поэтому он получает право  требовать досрочного исполнения  обязательства или его прекращения  иным удобным ему законным  способом, в частности путем зачета (ст.410) или расторжения договора (ст.450 ГК), а также возмещения причиненных  этим убытков (например, расходов  на хранение досрочно полученного  товара или процентов за оставшийся  период досрочно возвращенного  кредита).

Неуведомление кредиторов о предстоящей реорганизации следует считать грубейшим нарушением закона. Если о реорганизации не были уведомлены все или большинство кредиторов, им должно быть предоставлено право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее несостоявшейся. В случае неуведомления лишь некоторых кредиторов последним следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии (ст.6 ГК) 3. Правило независимо от причины, по которой возникла предусмотренная в нем неопределенность, относится ли она к известному на момент составления разделительного баланса правоотношению или это правоотношение оставалось на тот момент невыясненным.

4. Существенной гарантией  и средством защиты интересов  кредиторов является правило  абз.2 п.2 ст.59, поскольку реорганизация  не является завершенной и  не вступает в действие до  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц.

 

 

19.ликвидация юр лиц.

 

Ликвидация- прекращение юр. лица без передачи его прав и обязанностей к другим лицам. 
Виды ликвидации (в зависимости от того, по воле самого юридического лица или его учредителей либо помимо нее и вопреки ей): 
1) Добровольная ликвидация (юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нару¬шениями закона или иных правовых актов, если нарушения носят не¬устранимый характер)). 
2) Принудительная ликвидация (юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления дея¬тельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельнос¬ти, запрещенной законом, либо с иными неоднократными пли грубы¬ми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной ор¬ганизацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК). 
Решением суда о ликвидации юридического лица (на его учредите¬лей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юри¬дического лица его учредительными документами, могут быть возло¬жены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица). 
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) (назначается учредителями (участниками) юридического лица или орган, приняв¬шими решение о ликвидации юридического лица, по согла¬сованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц) (они также уста¬навливают порядок и сроки ликвидации). 
С момента назначения ликвидационной комиссии (прекращаются полномочия предусмотренных уставом органов юридического лица). 
Ликвидационная комиссия действует ограниченный период времени (с момента назначения до внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ) (действует от имени ликвидируемого юридического лица; к ней переходят полномочия по управлению его делами; не является представителем юридического лица в смысле ст. 182 ГК – создается со специ¬альной целью и в установленном законом порядке как временные ор¬ганы управления ликвидируемого юридического лица). 
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. 
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Если имею¬щиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполне¬ния судебных решений. 
Ликвидация оформляется путем составления промежуточного и итогового ликвидационного баланса (промежуточный (содержит сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения); ликвидационный (указывается судьба оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества)). 
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имуще¬ство юридического лица 
1) передается собственнику или лицам, имеющим иные вещные права на это имущество (если они имеют право собственности или иное вещное право на имущество ликвидируемого юридического лица) (унитарные предприятия и учреждения); 
2) распределяется между учредителями (участниками), имеющими обязательственные права в отношении юридического лица и его имущества (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); 
3) направляется в соответствии с учредительными документами юридического лица (в отношении которого его учредители не имеют имущественных прав) на цели, в интересах которых оно было создано (или на благотворительные цели, или в доход государства). 
Документация и бухгалтерская отчетность передаются на хранение в государственный архив. 
Ликвидация юридического лица считается завершенной (юридическое лицо – прекратившим существование) после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

 

20. несостоятельность, банкротство ,понятие субъекты процедура.

 

 

 

 Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими  причинами. Необходимо оградить экономический  оборот и его участников от последствий  неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность  приобретает стойкий характер. С  одной стороны, возникает необходимость  устранения из оборота такого его  участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как  производителя товаров, работ или  услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические  лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение  всего или большей части этого  имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных  кредиторов и лишение остальных  кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение  вопроса о его сохранении или  ликвидации подчинить установленным  законом процедурам.

Объявление предприятия  банкротом - институт, завершающий систему  мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного  хозяйства, ведущих хозяйственную  деятельность на свой риск и под  свою ответственность, т.е. на началах  предпринимательства. Вынужденное  прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной  стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени  его ответственности, поскольку  он рискует и отвечает самим своим  существованием. Поэтому согласно п.1 ст.65 и п.4 ст.61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к  перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность  

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) как правило рассматривается арбитражным судом

Основанием для обращения  в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые  и иные платежи государству и  местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом  или неудовлетворительной структуры  его баланса. Внешним признаком  такой неспособности является приостановление  должником текущих платежей - неоплата требований в течение трех месяцев  с момента наступления срока. При наличии указанных признаков  в суд вправе обратиться любой  из кредиторов или прокурор. Это  может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных  признаков - в предвидении грозящей ему опасности.

Систему критериев для  определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент  текущей ликвидности, 2) коэффициент  обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы  определения этих коэффициентов  и, соответственно, решения вопроса  о структуре баланса. Коэффициент  текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности. См. также Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утв. Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве

По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный  суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает  решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее  требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо - если угроза банкротства  может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении - выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).*

4. Для внешнего управления  суд по согласованию с должником  и кредиторами назначает арбитражного  управляющего, который руководит  организацией, распоряжается ее  имуществом, разрабатывает утверждаемый  собранием кредиторов план внешнего  управления и осуществляет его  под контролем кредиторов и  суда и т.д. Арбитражным управляющим  не может быть должностное  лицо данного юридического лица. На период внешнего управления  вводится мораторий по всем  требованиям, адресованным должнику.

Санация, согласно Закону о  банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем  оказания ему финансовой помощи. Закон  устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами

 

Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности  и с момента его окончания  прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники  санации заключают соглашение о  ее проведении и продолжительности  и своей ответственности перед  кредиторами должника. В течение  первых 12 месяцев должно быть удовлетворено  не менее 40% обшей суммы требований кредиторов в установленной ст.64 ГК очередности.

Срок каждой из реорганизационных  процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве  отпадает. В случае выявившейся неэффективности, недостижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в Вестнике ВАС РФ. Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества  должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной  для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной  ст.64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица - расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки (п.1 ст.30 Закона о банкротств

 

Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем  и контролем суда. Он вправе требовать  признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов (ст.28 Закона о банкротстве).

5. Ст.51 Закона о банкротстве  предусматривает проведение конкурсного  производства и при добровольном  объявлении должником о своем  банкротстве, причем не только  при обнаружившейся недостаточности  его имущества для полного  удовлетворения кредиторов; она  предусматривает также порядок  назначения и полномочия конкурсного  управляющего при добровольном  внесудебном банкротстве 

 

Условия:

- сумма долга превышает  100тысяч.

- невыплата в течении трех месяцев 

К числу лиц, участвующих  в деле о банкротстве, относятся: 1) должник; 2)арбитражный управляющий; 3) конкурсные кредиторы; 4) уполномоченные органы; 5)федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности; 6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

 

 

21.прововое положение хозяйственных  товариществ 

 

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации  с разделенным на вклады участников складочным капиталом. Имущество, созданное  за счет вкладов участников, а также  произведенное и приобретенное  хозяйственным товариществом в  процессе его деятельности, принадлежит  ему на праве собственности.

 

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным признается товарищество, участники  которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Для принятия решений в полном товариществе необходимо достижение согласия всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. При совместном ведении дел товарищества его  участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Каждый участник полного  товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник полного товарищества вправе действовать  от имени товарищества, если учредительным  договором не установлено, что все  его участники ведут дела совместно  либо ведение дел поручено отдельным  участникам. Прибыль и убытки полного  товарищества распределяются между  его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным  договором или иным соглашением  участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли  или в убытках. Участники полного  товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарища-ми), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"