Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Право"
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
7.Понятие права, его признаки и функции
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.
1 признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами.
2 признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов
3 признак – системность. Право представляет особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.
4 признак – интеллектуально - волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.
5 признак – обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.
Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.
Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:
1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).
Если общесоциальные функции направлены
вовне, отражают влияние права на иные
сферы общественной жизни, то ёпееееееееееееепееспециально-
1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
8. Норма права
Норма права -
правило должного, т.е. образец (модель)
типового общественного отношения, которое
устанавливается государством. Определяет
внутреннюю (способность воли субъекта
сознательно избирать тот или иной вариант
поведения) и внешнюю меру (возможность
действовать вовне, преследовать и осуществлять
определенные цели во внешнем мире) свободы
в конкретных взаимоотношениях.
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется
государством. Т.е. закрепляется в официальных
государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий
характер, т.е. с одной стороны предоставляет
свободу действий, направленную на удовлетворение
права субъекта. С другой обязывает совершать
или не совершать определенные действия.
Таким образом, норма права одновременно
сочетает и предоставление и ограничение
внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного
принуждения.
• Выступает государственным регулятором
типовых общественных отношений (социальная
роль правовых норм).
Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий
условия применения нормы, тоесть условия
применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий
собственно само правило поведения, при
условии наступления событий, изложенных
в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий
ответственность или меры государственного
принуждения, применяемые к нарушителю
правила, предусмотренного в диспозиции.
Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного,
административного, трудового, уголовного,
гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные,
охранительные согласно соответствующих
отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
• Обязывающие - устанавливают обязанности
совершения определенные положительные
действия.
• Запрещающие - запрещают совершать определенные
действия.
• Управомачивающие - предоставляют участникам
отношений право совершать положительные
действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения
элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых
актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной
точностью устанавливающие условия применения,
права и обязанности участников отношений
и меры юридической ответственности за
нарушение.
• Относительно определенные - не содержат
достаточно полных сведений об условиях
действия, правах и обязанностях участников
отношений, мер юридической ответственности
за нарушение, предоставляя право правоприменительным
органам решать дело в соответствии с
конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько
вариантов условий действия, поведения
участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся
на данной территории) и специальные (определенный
круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде
выражают определенные элементы регулируемых
отношений (нормы, устанавливающие общие
условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные
определения юридических понятий и категорий
(преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие
или отраслевые правовые принципы или
задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
9. Формы (источники) права
Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» – это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.
Судебный прецедент это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю.
Правовой обычай это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы.
Принцип права основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.
Правовая доктрина это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.
Нормативный договор соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать.
Деловое обыкновение это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте.
10. Нормативный правовой акт как источник права
Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.
Как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах – религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций – прецедент). И не случайно. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:
1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены; 2) нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;
3) нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества; 4) если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию
посредством нормативных актов
осуществлялся постепенно. Вначале
они применялись для
11.Закон
и подзаконные акты как
Единственными источниками
права в РФ считаются нормативные
акты: 1) Конституция РФ 2) Федеральные законы 3) Указы Президента 4) Постановления правительства 5) Нормативные акты министерств
и ведомств 6) Международные договоры РФ
и нормативные акты органов государственной
власти субъектов РФ. По юридической силе все правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Закон – обладающий высшей юридической
силой нормативный акт, регулирующий наиболее
важные общественные отношения и принимаемый
в особом порядке. Признаки закона: 1) Должен регулировать наиболее
значимые общественные отношения 2) Результат правотворческой
деятельности высшего государственного
органа 3) Обладает высшей юридической
силой 4) Может быть отменен только
органом государственной власти, его принявшим.
Законы могут классифицироваться
по различным признакам: 1) По юридической силе 2) По предмету правового регулирования 3) По сроку действия 4) По способу принятия.
Виды законов: 1) Конституция РФ (принята 12
декабря 1993 года) 2) Федеральные конституционные
законы (введение ЧП, образование нового
субъекта и пр.). Должны быть одобрены 3/4
голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы и в течение 14 дней должны быть подписаны
Президентом и обнародованы. 3) Федеральные законы – акты
текущего законодательства, посвященные
различным сторонам жизни общества. Они
принимаются Государственной Думой и
в течение 5 дней передаются в Совет Федерации.
За закон должны проголосовать более 50%
членов этой палаты. 4) Законы субъектов федерации.
Подзаконные акты: Нормативные акты, которые издаются
на основе и во исполнение законов и содержат
юридические нормы. К ним относятся: - указы
Президента РФ; - нормативные акты, издаваемые
в случае пробелов в праве. К последним относятся: - постановления
правительства; - приказы, инструкции, положения
министерств и пр.; - решения и постановления органов
государственной власти субъектов федерации; - постановления, решения и распоряжения
губернаторов, областных и краевых глав
администраций; - нормативные акты муниципальных
органов; - локальные нормативные акты,
предписания, принятые на уровне конкретных
предприятий.