Энергетический кодекс Российской Федерации– основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 17:59, доклад

Краткое описание

Энергетика является областью стратегических интересов страны и оказывает решающее влияние на ситуацию во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, экологической.
Создание комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования энергетических отношений невозможно без разработки прочной научной основы. Решение этой сложнейшей актуальной задачи - прерогатива науки энергетического права.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по РФ.docx

— 23.53 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЮЖНОРОССИЙСКИЙ ИСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему: «Энергетический кодекс Российской Федерации – основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК.»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 432 группы

очной формы обучения

Кусаев Мубарак Хожахмедович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 год

Введение

Энергетика является областью стратегических интересов страны и оказывает решающее влияние на ситуацию во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, экологической.

Создание комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования энергетических отношений невозможно без разработки прочной научной основы. Решение этой сложнейшей актуальной задачи - прерогатива науки энергетического права.

 

Энергетический кодекс Российской Федерации – основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК

Юридическая практика показывает, что без надлежащей правовой основы обеспечения устойчивого развития и функционирования энергетики, при наличии в этой сфере фрагментарного законодательства и отсутствии единой методологии объективно невозможно урегулировать отдельными правовыми актами особенности деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости предприятий ТЭК, отношений производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг.

Устранение этих недостатков связано с процессом систематизации и кодификации энергетического законодательства, переходом от текущего регулирования отдельных сторон деятельности к единой унифицированной системе правового регулирования. Речь в данном случае идет о принятии основополагающего для данной отрасли кодификационного акта – Закона об энергетике, или Энергетического кодекса. По этому пути уже пошли некоторые развитые страны: в Германии, например, в 2005 г. был принят новый (ранее действовали законы 1938 г. и 1968 г.) закон об энергетическом хозяйстве. Его целью является «создание ориентированного на конкуренцию, устойчивого и в соответствии с экологическими аспектами действующего энергетического рынка» (ст. 3); в США в 2005 г. Президент Буш подписал одобренный Конгрессом новый Закон об энергетической политике (Energy Policy Act of 2005).

Энергетический кодекс – не узковедомственный энергетический акт по вопросам функционирования энергетических систем и топливных отраслей промышленности, а важнейший межотраслевой законодательный акт, призванный обеспечить комплексное правовое регулирование в сфере энергетики. Он должен органически увязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений, содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единого топливно-энергетического комплекса страны, определить тот уровень и основные параметры регулирования энергетики, которые будут обязательны для всех законов и иных нормативных правовых актов об энергетике, соподчиненных с кодексом.

В концептуальном плане Энергетический кодекс в системе действующего законодательства следует рассматривать как обобщающий акт и как основу дальнейшего формирования системы законодательства в области производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг в стране. Его положения могут быть развиты и детализированы в законах, регламентирующих отдельные вопросы деятельности предприятий и организаций, входящих в систему энергетического комплекса страны. Он станет важнейшим инструментом регулирования отношений в сфере энергетики и вместе с конституционным, предпринимательским, гражданским, экологическим, административным, трудовым, финансовым, налоговым законодательством, законодательством о недропользовании, таможенным законодательством призван завершить формирование системы законодательства в сфере энергетики.

В Энергетическом кодексе должны найти отражение особенности и специфика функционирования предприятий энергетики, заключающиеся в уникальном взаимодействии экономики, политики и права на фоне рыночных отношений, складывающихся в связи с деятельностью организаций ТЭК и отдельных потребителей энергоресурсов и энергетических услуг, а также вопросы взаимодействия государственных структур с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Предметом правового регулирования Энергетического кодекса являются правовые, организационные и экономические основы и принципы регулирования отношений, основы единой государственной политики в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса и установление соответствующих полномочий органов государственной власти и управления; создание правовых условий формирования цивилизованного энергетического рынка (рыночной инфраструктуры) и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством как регулятором рыночных взаимоотношений.

Одними из ключевых задач Кодекса должны стать:

• определение общего направления развития энергетического законодательства, учитывающего специфику соответствующих отношений, а также технических и технологических условий, базирующихся на выводах естественных наук;

• формулировка основных юридических понятий в сфере энергетики, в том числе понятия энергии как способности выполнять работу, ее видов и форм, ее источников, ее использования и применения, исходя из того, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в благо человечества. Ибо многие проблемы, связанные с регулированием, коренятся не в самом акте регулирования, а в том, что регулируется;

• определение (в развитие п. «и» ст. 71 Конституции РФ) федеральных энергетических систем (понятие, состав, правовой режим, содержание ведения органов государственной власти Российской Федерации по отношению к этим системам, порядок взаимодействия федеральных энергетических систем между собой и др.) и законодательное установление порядка их функционирования;

• формулировка и раскрытие правовых средств, форм и методов (юридического инструментария) энергетической, в том числе сырьевой, транспортной безопасности и укрепления экономической интеграции страны;

• создание правовых условий для инвестиционной привлекательности, а следовательно, высокотехнологичного развития предприятий и организаций энергетики, партнерства государства и бизнеса (чтобы бизнес инвестировал проекты, в которых заинтересовано государство);

• правовые вопросы энергетической экологии;

• систематизация действующего законодательства в области энергетики и его гармонизация с международным энергетическим законодательством, прежде всего энергетическим законодательством Европейского Союза.

Ввиду наличия специального законодательства отношения, связанные с использованием и охраной недр, земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, охраны труда, здоровья и безопасности граждан, должны регулироваться Энергетическим кодексом с учетом специфики отношений, возникающих в энергетике. При этом важно обеспечить сохранение и закрепление законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере энергетики, доказавших на практике свою эффективность.

Энергетический кодекс в своих правовых нормах должен целостно закрепить концептуальные положения энергетической политики страны как государственно-властные предписания, юридически обязательные для органов государственной власти и управления, с учетом разделения нормативно-правового регулирования, управления и оказания услуг, а также обеспечить осуществление надзора и контроля, определить права и обязанности организаций и граждан.

 

Заключение

Энергетический кодекс – важный шаг на пути дальнейшего становления, формирования и развития относительно самостоятельного, отличающегося существенными правовыми особенностями, несомненно, связанного со всей системой современного российского законодательства правового массива, имеющего своей целью правовое обеспечение организации и функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и сфер потребления энергетических ресурсов и энергетических услуг.

Энергетический кодекс будет объединяющим, стержневым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой энергетический порядок Российской Федерации.

 

Использованные источники

  1. П. Г. Лахно, Энергетический кодекс Российской Федерации – основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК (кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права)
  2. Яковлев В.Ф.. Правовое государство: вопросы формирования.
  3. Конституция РФ
  4. Гражданский кодекс
  5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" 
     

 

 


Информация о работе Энергетический кодекс Российской Федерации– основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК