Юридические свойства Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная в3 красгау конституц право.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Шариат и позитивный право смотрят на свое взаимодействие в области религиозных отношений с противоположных сторон: с точки зрения закона здесь имеет место реализация мусульманами своего права на свободу вероисповедания, а шариат оценивает ситуацию как соблюдение и исполнение правоверными его предписаний по вопросам "ибадат". Такая неотъемлемая от ислама форма "следования  шариату" лежит в основе очевидного факта:  шариат  в известных пределах действует везде, где есть мусульмане, в том числе и в России, поскольку они имеют возможность исходя из своих убеждений свободно следовать шариату.

Для немусульманского общества особое значение имеет тот факт, что такой вывод касается не только собственно религиозной (культовой и обрядовой) жизни, но может быть распространен и на широкий круг мирских отношений, которые не подпадают под действие права. Мусульмане также имеют возможность беспрепятственно следовать предписаниям шариата (например, соблюдать исламские нормы ношения одежды и принятые между правоверными правила этикета), которые действуют вне правового пространства и без участия государства. Более того, от последнего в этом случае даже не требуется тех законодательных мер, которые власть предпринимает по религиозным вопросам. Пожалуй, единственное, что может вызвать вмешательство государства, так это необходимость обеспечить соблюдение законодательства, пресекающего оскорбление национальных и религиозных чувств граждан (в данном случае - мусульман).

Иначе говоря, в указанной  сфере мирского поведения мусульман  шариат  и позитивный закон также  не пересекаются.

С точки зрения права  эта область отношений остается вне его прямого действия, а с позиций  шариата  имеет место следование его положениям по мирским вопросам. Строя свои мирские взаимоотношения на основе  шариата, мусульмане не могут не учитывать немусульманское окружение и ориентироваться на такие модели поведения, которые бы не вызывали резкого отторжения их обществом и, следовательно, не настраивали его против ислама. Впрочем, в определенном смысле это - тоже "следование  шариату", но только не его конкретным нормам, а общим принципам, исходным началам, ценностям и целям. Ориентация мусульман на  шариат  совсем не обязательно сталкивается с устоявшимися нормами поведения немусульман в этой области общественных связей, прямо не регулируемых правом или религиозными предписаниями. Наоборот, совпадений здесь больше, нежели расхождений. Просто действие одних по содержанию правил воспринимается мусульманами как "следование шариату", а немусульманами - как соблюдение принятого у них образа жизни. Более того, существуют ситуации, когда немусульманин в своих отношениях с мусульманином учитывает нормы шариата: например, не угощает его блюдами из свинины.

Значительно большие сложности вызывает оценка той области мирских (светских) взаимоотношений, которая регулируется одновременно позитивным правом и  шариатом, взаимодействующими между собой весьма неоднозначно. Ведь в отличие от указанных выше двух областей, где  шариат  и закон как бы разделены, здесь они напрямую соприкасаются друг с другом. В зависимости от характера, складывающегося между ними взаимодействия можно представить себе несколько вариантов отношений  шариата  с позитивным правом в этой общей для них сфере.

Так, вполне допустима  ситуация, когда  шариат  и позитивное право не вступают в конфликт между  собой. Более того, во многих мусульманских  странах поле столкновений и непреодолимой несовместимости между ними в целом значительно уже того пространства, в котором предписания  шариата  совпадают по своему нормативному содержанию с позитивным правом.

Близким по смыслу с такой  ситуацией является положение, при котором  шариат  не противоречит законодательству и как бы допускается им. Так например, что по некоторым вопросам закон предусматривает диспозитивные нормы, которые действуют только тогда, когда стороны сами не урегулировали свои взаимные права и обязанности. Иными словами, по таким вопросам у мусульман есть возможность строить свои отношения, ориентируясь на положения шариата, которые не нарушают императивных предписаний закона.

Другим по характеру  является такое взаимодействие  шариата  и закона, когда их оценки по конкретному вопросу исключают друг друга. Следует различать два основных варианта такой ситуации. При первом из них "следование  шариату" лишено правового характера, поскольку права, приобретаемые в соответствии с шариатом, не получают юридического признания и, следовательно, не могут быть защищены на основе позитивного права. Примером могут быть оформление брака в мечети без его государственной регистрации либо заключение также без регистрации полигамного брака, который является действительным по  шариату, но не признается таковым законодательством и поэтому не влечет всех необходимых для вступающих в него лиц правовых последствий.

Второй вариант анализируемой  ситуации реализуется тогда, когда  предписания  шариата  вступают в  прямое противоречие с законодательством и поэтому соблюдение или использование их является правонарушением, влекущим юридическую ответственность. При обоих таких вариантах "следование  шариату " носит противоправный характер или не позволяет легально защищать конкретные субъективные права. А с позиций шариата препятствующее его действию законодательство может оцениваться как отступающее от заповедей Аллаха и поэтому ничтожное. Очевидно, те мусульманские лидеры, которые призывают "следовать  шариату" вместо подчинения "греховному закону", должны иметь в виду именно такой конфликт, но они безосновательно распространяют его на всю правовую систему.

Еще один, принципиально отличающийся от всех предыдущих, вариант соотношения  шариата  и закона предполагает, что позитивное право прямо включает в свою систему определенные нормы, институты или принципы  шариата, которые тем самым становятся частью законодательства. Поэтому действие последнего выступает как реализация  шариата в правовой форме. Только такой вариант может быть назван "претворением  шариата" в точном значении этого понятия.

Самая главная особенность "претворения  шариата" связана с ролью государства в этом процессе. Если все приведенные выше модели "следования  шариату" исходят из действия его предписаний при опоре на религиозное правосознание мусульман и принятый у них образ жизни без прямого вмешательства государства, то "претворение  шариата", наоборот, выступает частью государственной правовой политики, требующей от властей активных шагов по включению норм и принципов  шариата  в законодательство. Принципиальное различие между "следованием  шариату" и "претворением  шариата" необходимо учитывать при оценке перспектив взаимодействия  шариата и действующего законодательства.

Признание шариата в какой бы то ни было форме противоречит конституции, провозглашающей светский характер государства и его отделение от религии, в то время как  шариат  - религиозное явление.

В России не может существовать несколько правовых систем, действующие - пусть и по отдельным вопросам - по конфессиональному признаку, что нарушает единство такой системы. Принцип единства судебной системы не допускает создания в отдельных субъектах федерации своих органов правосудия, применяющих нормы  шариата.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6), предопределяет, равенство всех перед законом и судом, равенство прав человека и гражданина независимо от национальности, языка, места жительства и других обстоятельств, запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Укажите правильный ответ (ответы).

Может ли лицо быть лишено гражданства РФ:

а) нет, не может ни при каких обстоятельствах;

б) может по усмотрению государственных органов;

в) может в случае выезда на постоянное место жительства за границу;

г) может в случае совершения государственной измены;

д) может по решению Президента РФ?

Ответ:

а) нет, не может ни при  каких обстоятельствах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
  3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации - "Проспект", 2010.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
  5. Манна Аммар Абдуль Карим Преступление и наказание по мусульманскому праву: учеб. пособие — М.: РУДН, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Юридические свойства Конституции РФ