Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 18:40, контрольная работа
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система. Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и основные черты
Конституции как основного закона государства 6
Глава 2. Юридические свойства Конституции РФ 11
2.1. Конституция - основной закон государства 11
2.2. Юридическое верховенство 20
2.3. База текущего законодательства 22
2.4. Особый порядок принятия и изменения 28
2.5. Стабильность Российской Конституции 34
Заключение 43
Список использованной литературы
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.
Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств. До принятия Конституции 1993г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.
В современной конституционной доктрине сложилось синтезированное определение понятия конституции, под которой понимается важнейший социально-политический и юридический документ, принимаемый в особом порядке и устанавливающий основополагающие цели и принципы развития общества и государства, основы правового положения личности, организацию и функционирование публичной власти исходя из идей ценности прав и свобод человека и гражданина, народовластия, социальной справедливости, разделения властей. Это определение позволяет сделать вывод, что конституции свойственны признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства. В юридической науке их принято называть юридическими свойствами.
Список использованной литературы
1 Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма. 2000. С. 313.
2 Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2001. - С.382.
3 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.
4 Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.
5 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. - М.: Юрид. лит., 1985. - С. 65.
6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002. - 520 с.
7 Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.
8 Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
9 Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.
10 Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
11 Шабо Ж.-Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. // Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.
12 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.
13 Авакьян с. 31-35
14 Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. – М. Дана. С. 25
15 Колюшин Е.и. Конституционное право России. – М.: Бек. 2007. С. 56
16 Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.
17 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. С. 34-45
18 И.А. Кравец Верховенство конституции - принцип конституционализма//"Журнал российского права", 2002, N 7. С, 23
19 И.А. Кравец Верховенство конституции - принцип конституционализма//"Журнал российского права", 2002, N 7. С. 24
20 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 345
21 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 345
22 Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.
23 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.
24Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.
25 Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.
26 Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. - 208 с.
27 Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
28 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.
29 С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права", 2003, N 11.
30 Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.
31 Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.
32 Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.
33 Лысенко В.Н., Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.
34 Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.
35 Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.
36 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5
37 Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.