Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа
Факты, имеющих юридическое значение – одна из проблем юридической практики. Правоприменительный орган должен не только установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, но и верно их квалифицировать. Неправильная юридическая оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды особого производства в ГПК РФ и АПК РФ. Понятие юридического факта………………………………………………..7
Глава 2. Особенности рассмотрения дел об установление фактов, имеющих юридическое значение…………………………………………..15
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение………………………………………………..15
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение………………………………………………………………..18
Установление фактов родственных отношений…………………….23
Установление факта нахождения на иждивении…………………...24
Установление фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти…………………...28
Установление факта признания отцовства………………………….31
Установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов…………………………………………………………….33
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом…………………………………………………………...36
Установление судом факта несчастного случая…………………….38
Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах………………………………………41
Установление факта принятия наследства………………………….42
Решение об удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...47
Список используемой литературы………………………………………….49
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
В процессе создания юридических
норм, разработки и совершенствования
нормативных актов
Факты, с которыми нормы права связывают правовые последствия, называются юридическими фактами.
Корни понятия «юридический факт» уходят вглубь истории юридической науки. Уже в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая их четыре: контракт, квази-контракт (действие, не относящееся к договору, но порождающее последствия, сходные с договорными), деликт (частный или гражданско-правовой проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба, взыскиваемые по частному праву в пользу лиц потерпевших), квази-деликт (неумышленное внедоговорное гражданское правонарушение, причинение кому-либо вреда без умысла, в результате небрежности или неосторожности, характеризующееся при этом отсутствием определённости виновного лица). Позже стали выделять пятое основание – одностороннюю сделку. Выделялись также сроки, основания заключения и прекращения брака, основания перехода вещей по наследству и другие юридические факты. Указанное деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем законодательстве.
Практический смысл и научная ценность теории фактов, имеющих юридическое значение, заключаются в том, что она изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Использование многообразных прав и свобод российских граждан, закрепленных в Конституции РФ, зависит не только от социально-экономических возможностей общества, но и в немалой степени – от точного соблюдения юридических условий, определенных в законодательстве. Эффективная, действенная ответственность невозможна без четкого определения условий ее наступления, т. е. юридических фактов.
Факты, имеющих юридическое значение – одна из проблем юридической практики. Правоприменительный орган должен не только установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, но и верно их квалифицировать. Неправильная юридическая оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества.
Возникновение субъективных,
личных и имущественных прав граждан
и организаций, их изменение и
прекращение закон всегда связывает
с наступлением или изменением определённых
обстоятельств, то есть с юридическими
фактами. В большинстве случаев
такие факты подтверждаются записями
актов гражданского состояния, различными
свидетельствами и другими
Но не всегда той или иной факт, имеющий юридическое значение, может быть удостоверен соответствующим документом. Например, документ может быть утрачен и восстановить его не возможно в связи с уничтожением архива. Для многих юридических фактов вообще не определён какой-либо особый порядок регистрации. Поэтому законом предусмотрен судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение.
Процессуальный порядок рассмотрения этих дел установлен в главе 28 ГПК РФ и в главе 27 АПК РФ. Ряд важных руководящих указаний, разъясняющих основные особенности производства данной категории дел, содержится в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 21.06.1985 года «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
Установление фактов, имеющих юридическое значение, в порядке особого производства имеет существенное значение как для граждан и организаций, обеспечивающих в таком порядке реализацию своих прав и интересов, так и для государства, поскольку при определении судебного порядка установления фактов, имеющих юридическое значение, предотвращаются злоупотребления правом с целью незаконного получения льгот и имущественных выгод. В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из указанных конституционных принципов, в судебном порядке могут быть установлены любые факты, которые влекут за собой возникновение правовых последствий для заявителя. В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо препятствий для установления фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке. В связи с этим разъяснение Пленума ВС СССР, данное в ч.3 п.2 постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», о том, что в судебном порядке не могут рассматриваться заявления: об установлении трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и т.п.); причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; признания инвалидом Отечественной войны; возраста граждан; окончания учебного заведения.
Проблемы установления фактов, имеющих юридическое значение, приобретают сейчас особую остроту и практическую актуальность. Актуальность исследования вопросов об особенностях рассмотрения дел по установлению фактов, имеющих юридическое значение, обусловлена тем, что система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве, своевременно, полно и достоверно установленных в процессе применения права – одна из важных гарантий законности.
Целью данной курсовой работы является определение понятия и сущности юридического факта, описанного в одной из глав особого производства ГПК РФ и АПК РФ.
Задача: анализ особенностей рассмотрения дел по установлению фактов, имеющих юридическое значение.
Глава 1. Понятие и виды особого производства в ГПК РФ и АПК РФ. Понятие юридического факта.
В системе гражданского процессуального права, наряду с общими правилами гражданского судопроизводства, имеющими определённое значение, самостоятельное положение занимает значительная группа норм, отражающих специфику рассмотрения в судах дел особого производства. Согласно ст. 262 ГПК РФ к ним относятся дела:
Каждая из указанных в этом перечне категорий дел имеет особенности, но при всём различии они обладают одним общим признаком, существенно отличающим их как от исковых, так и от дел, возникающих из административно-правовых отношений. В них отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами, подведомственный суду.
Участие в судебном разбирательстве заинтересованных в исходе дела лиц, по делам, где нет спорящих сторон, помогает суду более полно и всесторонне исследовать все обстоятельства каждого дела и в то же время обеспечивает указанным лицам возможность надлежащим образом защитить собственные законные права и интересы других лиц.
Принимая дело к производству,
суд обязан выяснить круг лиц и
организаций, заинтересованных в исходе
дела, и принять меры для привлечения
их к участию в процессе. Не привлечение
к участию в деле особого производства
заинтересованных граждан и организаций
является одним из оснований отмены
решения. Поэтому по многим делам
особого производства законом предусмотрены
определённые гарантии привлечения
в процесс названных лиц. Следовательно,
особое производство – специальный
процессуальный порядок рассмотрения
дел в судах первой инстанции,
применяемый в отношении
Каждая из категорий дел особого производства по-своему отличается от дел искового производства, поэтому определённые различия имеются и в процессуальном порядке их рассмотрения.
Дела особого производства рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27-38 ГПК РФ и главой 27 АПК РФ.
Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Дела особого производства
рассматриваются судом с