Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция. Теоритические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, целью курсовой работы является изучение конструкции юридического лица и его функционирования в современном мире.
В соответствии с предметом и целью можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть понятие юридического лица;
2) показать виды юридических лиц;
Для реализации задач использовался комплекс методов исследования, включающий метод теоретического уровня (междисциплинарный, анализ литературы по проблеме исследования).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие юридического лица…………………………………………………...5
1.1.Образование и прекращение юридических лиц…………………………….8
1.2. Классификация юридических лиц…………………………………………13
2.Виды юридических лиц.....................................................................................16
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

гп.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его  реорганизации или ликвидации (добровольной или по решению суда) и, как правило, носит окончательный характер.

Существуют следующие  формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его  в иную организационно-правовую форму (ст. 57 ГК РФ).

При слиянии юридических  лиц права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридического лицу в соответствии с  передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом.

При разделении юридического лица или выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому  из них переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят  от одного юридического лица к другому  в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а  также при разделении и выделении  в установленных законом случаях  – по решению уполномоченных государственных  органов или суда. Если реорганизация  юридического лица не будет произведена  по решению уполномоченных государственных  органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его  делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При реорганизации в форме  присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной  с момента внесения в государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединённого  юридического лица.

После принятия решения о  реорганизации юридического лица его  учредители или орган, принявший  решение о реорганизации, обязаны  письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение  или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это  юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

1. К добровольной ликвидации  относится: 

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, в  случаях, предусмотренных в учредительных  документах или законе, в частности  в связи с истечением срока, на который создана организация;

б) по достижении цели, ради которой организация создана;

в) при признании судом  недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

2. К принудительной ликвидации  относятся:

 a) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;

б) другое грубое нарушение  действующего законодательства;

в) при систематическом  занятии некоммерческим юридическим  лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

Решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме  казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению  самого юридического лица, либо его  кредиторов, либо прокурора. Основания  признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём  банкротстве, а также порядок  ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации «О несостоятельности  предприятий» от 19 ноября 1992 г.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61–64 ГК и состоит  из следующих этапов:

1) участники организации,  ее уполномоченный орган или  суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки  ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия  публикует в прессе сообщение  о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления  претензий кредиторами (этот срок  не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и  уведомляет их о ликвидации, взыскивает  дебиторскую задолженность юридического  лица;

3) ликвидационная комиссия  оценивает состав кредиторской  задолженности, принимает решение  об удовлетворении (отклонении) выявленных  требований и составляет промежуточный  ликвидационный баланс;

4) в соответствии с  промежуточным ликвидационным балансом  удовлетворяются законные требования  кредиторов, причем выплаты производятся  в порядке очередей, установленных  ст. 64 ГК. Если денежных средств  организации недостаточно для  расчетов с кредиторами, ликвидационная  комиссия продает имеющееся имущество  с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской  задолженности ликвидационная комиссия  составляет окончательный ликвидационный  баланс и распределяет оставшееся  имущество между участниками  юридического лица, если иное  не следует и законодательства  или учредительных документов  организации. Все документы, оформляющие  ликвидацию, передаются регистрирующему  органу, который на их основе  вносит соответствующую запись  в единый государственный реестр  юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

 

1.2. Классификация юридических лиц .

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и  различий юридических лиц можно  классифицировать все их множество  по различным критериям.

1. В зависимости от  формы собственности, лежащей  в основе организации, можно  выделить юридические лица созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объединённой собственности юридических лиц, а также собственности граждан.

2. В зависимости от  цели деятельности юридические  лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК).

3. Состав учредителей  также можно отнести к числу  критериев, по которому следует  классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические  лица, учредителями которых могут  выступать только юридические  лица. Такие организации называются  союзами и ассоциациями. Унитарные  предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица  могут быть учреждены любыми (за  отдельными исключениями) субъектами  права.

4. Различный характер  прав участников в отношении  юридического лица позволяет  классифицировать: организации, на  имущество которых учредители  имеют право собственности или  иное вещное право (государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  а также учреждения); организации,  в отношении которых их участники  имеют обязательственные права  (хозяйственные товарищества и  общества, кооперативы); организации,  в отношении которых их участники  не имеют имущественных прав (общественные  объединения и религиозные организации,  фонды и объединения юридических  лиц).

5. В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

6. В зависимости от  масштаба коммерческой и производственной  деятельности юридические лица  можно разделять на малые предприятия,  предприятия-монополисты и прочие.

Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических лиц в РФ. Государство  заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых  предприятий. Малым предприятиям предоставляется  довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения  и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%. Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек; в розничной торговле – до 30 человек; оптовая торговля и прочие – до 50 человек).

Предприятия-монополисты  – антипод малых предприятий. Это структуры, занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма. Особую часть предприятий-монополистов представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия. Как правило, естественные монополии – это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа (Транснефть и Трансгаз), почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.

К предприятиям-монополистам, не являющимися естественными монополиями, применяется антимонопольное законодательство в полном объёме. (Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22.03.91. и др.)

7. По степени влияния  одного юридического лица на  деятельность дрого можно выделить: основное или преобладающие юридическое лицо; дочернее или зависимое юридическое лицо.

8. В зависимости от организационно-правовой формы: коммерческие юридические лица могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие юридические лица – как потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и т.д.

 

    1. Виды юридических лиц.

 

Хозяйственные товарищества и общества – это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций.

Основные права и обязанности  участников хозяйственных обществ  и товариществ в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться  в учредительных документах. Участники  имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности участвовать в распределении  прибыли и получать часть имущества  оставшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать  в образовании имущества предприятия  и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК носят императивный характер, поэтому  лишить участника какого-либо из перечисленных  прав или освободить от обязанности  невозможно.

1. Полное товарищество:

Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут  субсидиарную (дополнительную) ответственность  по его обязательствам всем своим  имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными  товарищами), в качестве которых  могут выступать только предприниматели  – индивидуальные или коллективные.

2. Товарищество на вере:

Информация о работе Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция. Теоритические и практические аспекты