Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:10, реферат
Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 года.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Философский факультет
Заочное отделение
Кафедра социальной философии
Авторское право
Студентки 5 курса
Половниковой Е.
Преподаватель
Колотова Н.Н.
Екатеринбург
2013
1.История становления
Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 года.1
Интересно заметить,
что первые акты, направленные на разграничение
прав авторов и книготорговцев (а
именно Статут королевы Анны)
были приняты под давлением предпринимателей,
а не владельцев авторских прав. Так, до
принятия Статута королевы Анны право
издания книг имели только члены старейшей
гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s
Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.
В России регулирование
отношений, связанных с воспроизведением
и распространением литературных произведений,
также возникло не в целях защиты
интересов издателей и
До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.
Как отмечают исследователи авторского права конца 19 – начала 20 вв, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук.2
Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава.3 Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст.420 т.X ч.1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.
Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей.4
В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.
Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада».
В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.
В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором. Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав.Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.5
К началу 90-х гг. в Российской Федерации
начинается постепенная смена
9 июля 1993 года был подписан президентом РФ Закон «Об авторском праве и смежных правах», который продолжает действовать и сейчас (с изменениями и дополнениями от 19 июля 1995 г.), являясь центральным актом авторского права Российской Федерации.
2.Понятие авторского права
Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением.6 В современном понимании авторское право раскрывается посредством ряда определений. Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.
Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.
Авторское право –
совокупность правовых норм направленных
на регулирование авторских
Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.
Таким образом, авторское
право – «право имущественно-лично-
Авторское право призвано решать следующие задачи:
способствовать созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов;
обеспечить широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня.
Данные задачи реализуются в законодательстве на основе научных принципов – основополагающих положений, обязательных для всего законодательства об авторском праве и смежных правах.
Значение авторского
права в издательстве заключается в следующем. Необходимым
условием нормального развития всякого
издательства является защита от перепечаток;
эта защита основывается на авторском
праве. Конкуренция добросовестных издателей
с издательствами, занимающимися перепечатками,
экономически невозможна, потому что первоиздатель:
1.уплачивает вознаграждение автору,
2.несет риск выпуска книг, которые могут
и не получить распространения.
Перепечатки возможны без уплаты авторского
гонорара, поэтому перепечатанная книга
будет стоить гораздо дешевле; кроме того
перепечатывать можно одни лишь ходкие
книги, обеспеченные распространением.
Защита издателей против перепечаток
шла сначала путем предоставления издательствам
органами власти привилегий печатать
то или иное издание. Чаще всего такие
привилегии выдавались типографщикам
и издателям. Так как авторское право является
частью гражданского права, поэтому ему
присущи принципы как общие для гражданского
права в целом (такие как, юридическое
равенство сторон, инициативность, диспозитивность,
защита прав и интересов сторон, осуществление
обязанностей и т.д.), так и характерные
только для данного института, к которым
относятся:
3.Объекты авторского права
авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, – это произведение.
Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:
Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.
На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, а пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности»[1].
Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».
Что следует понимать под творчеством?
Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей[2]. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира[3].
Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот»[4].
Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем из практики:
«Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества".
Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей".