Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:37, курсовая работа
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, учебно-методическая литература, раскрывающая договор розничной купли-продажи.
Цель данной работы – рассмотреть договор розничной купли-продажи, его правовое регулирование, значение и содержание.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
рассмотреть общие положение о договоре купли-продажи;
разобрать понятие договора розничной купли-продажи, сферу его применения, разновидности и его форма;
проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи………6
1.1. Понятие и специфика договора розничной купли-продажи…………..6
1.2. Правовое регулирование договора розничной купли-продажи……...11
1.3 Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи…….18
Глава 2. Порядок заключения и исполнения договора……………………23
2.1 Порядок заключения договора. Форма договора……………………...23
2.2 Права и обязанности сторон. Исполнение договора………………….29
Глава 3. Виды договоров розничной купли-продажи. Особенности отдельных видов договора розничной купли-продажи…………………………37
3.1. Виды договоров………………………………………………………..37
3.2 Договор розничной купли-продажи товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок………………………………………………43
3.3 Договор розничной купли- продажи товара с условием о его доставке покупателю…………………………………………………………………………46
3.4 Договор розничной купли-продажи товара по образцам и дистанционный способ продажи товара………………………………………….48
3.5Договор розничной купли–продажи с использованием автоматов…...56
3.6 Договор найма продажи…………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………………..62
Список использованных источников………………………………………64
Это означает отсутствие
фактической возможности
- дистанционные договоры заключаются вне стационарных мест торговли, то есть непосредственно по месту нахождения потребителя - на дому.
Это позволяет потребителю рассматривать сделанное ему предложение, находясь дома, свободно и не испытывать никакого давления со стороны продавца, так как обе стороны не встречаются лицом к лицу;
- предоставление товаров дистанц
- российский законодатель
четко определил предмет
Следует отметить, что Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 вывело из сферы дистанционной торговли услуги, что ограничивает право граждан на свободное перемещение услуг, предусмотренное ст. 8 Конституции РФ.
Кроме того, право на свободное перемещение людей, которое означает не только свободное передвижение, но и свободу потребительской активности, то есть возможность беспрепятственно приобретать товары или услуги, требовать возмещения ущерба в соответствующей форме в любой стране, содержится и в основополагающих документах ЕС32.
Однако российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи, или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение.
При этом п. 6 вышеназванных Правил содержит закрытый перечень товаров, которые не могут реализовываться дистанционным способом. Это прежде всего алкогольная продукция, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ; товары с использованием автоматов, работ (услуг), а также договоров купли-продажи, заключаемых на торгах.
Следует также отметить, что продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже (п. 19 Правил продажи товаров дистанционным способом);
особый субъектный состав данных правоотношений, так как передача потребителю товара производится, как правило, через посредника, а не самим лицом, у которого заказывался товар. Субъектный состав рассматриваемых отношений не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом.
Так, в реальных отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют следующие субъекты: а) потребитель, приобретающий, заказывающий, пользующийся товаром; б) изготовитель, производящий товар; в) лицо, реализующее товар;
Нередко договоры называются на западный манер контрактами. По мнению О.А. Беляевой, термин «контракт» является абсолютным синонимом договора и чаще всего используется во внешнеторговом обороте. Хотя в Гражданском кодексе РФ контракт не упоминается, а договоры с участием иностранных лиц именуются внешнеэкономическими сделками, слово «контракт» давно получило общеупотребительное значение. Поэтому нет препятствий к тому, чтобы использовать его в названии документов, даже если их подписывают российские предприниматели34
между заключением и исполнением дистанционного договора существует промежуток времени, необходимый для доставки товара потребителю. Российское законодательство при решении вопроса об исполнении дистанционного договора исходит из понятия разумности его исполнения, если иное не предусмотрено договором.
И только если повторно продавцом не соблюдаются сроки исполнения договора, то на него возлагается обязанность по его исполнению в течение семи дней с момента предъявления покупателем требования о его исполнении.
По мнению автора, необходимо установить предельные временные границы исполнения заказа, например, если иное не предусмотрено договором, то продавец обязан исполнить заказ не позднее 30 дней с момента заказа товара потребителем;
Российское законодательство также закрепило данное право потребителя отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней.
Нами перечислены основные особенности договора с дистанционным способом продажи товара.
Не вдаваясь в более подробную регламентацию данных отношений перейдем к следующим выявленным проблемам в применении Правил продажи товаров дистанционным способом.
По Закону о защите прав потребителей для обозначения продажи товаров дистанционным способом в ряде случаев используется другая правовая категория — продажа товаров по описанию.
По нашему мнению продажа товаров дистанционным способом и продажа товаров по описанию тождественны, таким образом, имеет место противоречие, касающееся соотношения определений продажи товаров по образцам и продажи товаров дистанционным способом.
В Правилах продажи товаров по образцам имеется определение продажи товаров по образцам, под которое подпадают и продажа по абразцам, и продажа товаров дистанционным способом.
Как установлено в п. 2 указанных Правил, продажа товаров по образцам – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.
В свою очередь, п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом гласит, что продажа дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках, или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Поэтому предлагаем привести в соответствие пункт 2 Правил продажи товаров по образцам, дополнив его определение фразой:
«…не исключающих возможность ознакомления с предложенным продавцом товаром или образцом товара».
В заключении в
качестве практических рекомендаций по
совершенствованию правового
Хотелось бы отметить, что и о продавце у покупателя практически нет информации.
3.5 Договор
розничной купли–продажи с
В ст. 498 ГК РФ устанавливаются особенности договора розничной купли-продажи, заключенного с использованием автоматов.
При этом специфика такого договора выражена в следующих аспектах:
1) особенности содержания и способы осуществления права покупателя на информацию;
2) особенности заключения договора;
3) правовые последствия
неисполнения договора
4) определенная сфера действия правил о розничной купле-продаже применительно к случаям использования автоматов для совершения отдельных финансовых операций.
Если сравнивать продажу товаров с использованием автоматов с традиционной розничной куплей-продажей, то можно заметить, что в первом случае фигура продавца на стадиях заключения и исполнения договора по сути обезличена.
Покупатель в данной ситуации де-факто с какими-либо субъектами не взаимодействует, а для цели получения товара совершает определенные манипуляции со специальным объектом – автоматом. Именно таким образом он вступает в правоотношения с продавцом.
Вместе с тем покупателю важно иметь представление о продавце прежде всего для цели осуществления права на защиту.
Поэтому п. 1 ст. 498 ГК РФ устанавливает специальное правило о том, что владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы.
Представляется, что законодательство в данном случае совершенно справедливо различает фигуры владельца автомата и продавца. Дело в том, что они могут совпадать, в частности, когда последний является одновременно собственником автомата, а могут и различаться.
Конечно, в целях обеспечения защиты прав покупателей нужно к рассматриваемой информационной обязанности подходить расширительно, считая, что ее несут и владелец автоматов, и продавец.
В перспективе это положение следует закрепить непосредственно в п. 1 ст. 498 ГК РФ. Также в связи с возможным наличием в правоотношениях, связанных с использованием автоматов множественностью лиц, в основном обусловленной использованием аренды, нужно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что арендодатель (собственник автоматов) наряду с продавцом должен быть признан лицом, ответственным перед потребителем как за предоставление потребительской информации, так и за причиненный вред35.
Кроме того, до сведения покупателя должна быть доведена и потребительская информация второго вида — о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара.
Наряду с рассмотренными правилами, установленными в п. 1 ст. 498 ГК РФ, информирование потребителей в рассматриваемом случае подчиняется также общим правилам Закона о защите прав потребителей, касающимся права па информацию (ст. 8-12).
В п. 2 ст. 498 ГК РФ установлена особенность заключения договора розничной купли-продажи с использованием автоматов.
При заключении такого договора и оферта, и акцепт совершаются в форме конклюдентных действий. Оферта выражена в форме выставления автомата, готового к работе, в доступных для покупателей местах.
Акцепт в свою очередь состоит в совершении покупателем действий, необходимых для получения товара.
Обычно это два вида действий – оплата товара и выполнение иных указанных владельцем автомата операций.
С этого момента, когда
совершены все действия, необходимые
для получения товара, договор
розничной купли-продажи с
Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов исполняется практически одновременно с его заключением: деньги оплачены, совершены иные действия для цели получения товара – товар выдан.
Однако может иметь место ситуация, когда покупателю оплаченный товар не предоставляется, например, и силу возникновения неисправности автомата. В таком случае покупатель имеет возможность по своему выбору заявить требование продавцу либо о предоставлении товара, либо о возврате уплаченной за товар суммы.
Со своей стороны продавец, получивший такое требование, обязан совершить одно из указанных действий незамедлительно.
Представляется, что оценочное
понятие «незамедлительно»