Виды подсудности дел федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Содержание

Введение § 1. Общее понятие подсудности § 2. Подсудность дел мировым судам § 3. Подсудность дел федеральным судам общей юрисдикции Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 1 Закона «О судах общей юрисдикции», систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской  Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов  федерального значения, суд автономной  области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности  которых устанавливаются федеральным  конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования  и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

На сегодняшний день в подсудность районных судов входит рассмотрение дел в первой инстанции гражданской, уголовной, административной направленности. В качестве второй инстанции районные суды разрешают дела, рассмотренные мировыми судами.

Районные суды рассматривают наиболее сложные гражданские споры, которые вытекают из имущественных, семейных отношений затрагивают различные гражданско-правовые институты, земельные отношения и т.п.

Подсудность районных судов определяется территорией проживания ответчика или территорией нахождения основного имущества организации (юридического лица). Иногда подсудность зависит от выбора истца, как, например, при алиментных обязательствах. Изменение подсудности гражданского дела, а, следовательно, и полномочий районного суда возможно только в случае принятия к рассмотрению дела вышестоящим судом.

Данный вид судов рассматривает и дела уголовной направленности, которые законом отнесены к его компетенции. Им выносятся решения о применении мер процессуального принуждения, мер ограничивающих права граждан и др. На районные суды возлагается также обязанность по применению принудительных мер медицинского характера и возможности их отмены.

При характеристике подсудности районных судов ГПК РФ применил метод исключения. Это означает, что Кодекс подробно регулирует подсудность других вышестоящих судов, а затем указывает, что все остальные дела подлежат рассмотрению и разрешению в районном суде.

Поэтому мы излагаем подсудность судов, вышестоящих по отношению к районным. Такими судами выступают суды субъектов РФ. К ним относятся верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и суды автономных округов. Названные суды по первой инстанции рассматривают дела ст. 26 ГПК РФ):

1) связанные с государственной  тайной;

2) об оспаривании нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъектов РФ, затрагивающих  права, свободы и законные интересы  граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности  и ликвидации регионального отделения  либо иного структурного подразделения  политической партии, межрегиональных  и региональных общественных  объединений; о ликвидации местных  религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов  РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных  комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных  комиссий субъектов РФ, окружных  избирательных комиссий по выборам  в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральными законами к подсудности судов субъектов РФ могут быть отнесены и другие дела.

Верховному Суду РФ подсудны дела ст. 27 ГПК РФ):

1) об оспаривании ненормативных  правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных  правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных  органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и  законные интересы граждан и  организаций;

3) об оспаривании постановлений  о приостановлении или прекращении  полномочий судей либо о прекращении  их отставки;

4) о приостановлении деятельности  или ликвидации политических  партий, общероссийских и международных  общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;

5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии  РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

6) по разрешению споров  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

7) о расформировании Центральной  избирательной комиссии РФ.

К подсудности Верховного Суда РФ федеральными законами могут быть отнесены и другие дела.

Статья 25 ГПК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела могут рассматриваться военными и иными специализированными судами. Законом о военных судах созданы военные суды.

Им в порядке гражданского судопроизводства подсудны дела, вытекающие как из гражданских, так и из административных правоотношений по вопросам защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ - конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Согласно ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда.

Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Подсудность можно классифицировать по следующим видам:

функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;

территориальная (пространственная, местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

 

Список использованной литературы

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // СПС КонсультантПлюс.

 "http://www.knigafund.ru/books/38105" Гражданский процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. В.В. Ярков. 7-ое изд. – М. : Ладога, 2010.

Гражданский процесс: Учебник / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. – М. : КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.

Гражданский процесс: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. М.К. Треушникова. – М. : Городец, 2009.

Гражданский процесс: Учебник / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. – М. : КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.

Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: Учебное пособие. – М. : Омега-Л, 2010.

  "http://www.knigafund.ru/books/38105" Гражданский процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. В.В. Ярков. 7-ое изд. – М. : Ладога, 2010.

Гражданское процессуальное право России. Учебник / под ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – М. : Юнити Дана, 2011.

Егорова О.А. Гражданский процесс. Учебник. – М. : Юстицинформ, 2011.

Гражданский процесс: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. М.К. Треушникова. – М. : Городец, 2009.

"http://www.knigafund.ru/books/38105" Гражданский процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. В.В. Ярков. 7-ое изд. – М. : Ладога, 2010. С. 138.

 Гражданский процесс: Учебник / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. – М. : КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. С. 216.

 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // СПС КонсультантПлюс.

 Гражданский процесс: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. М.К. Треушникова. – М. : Городец, 2009. С. 121.

 Гражданский процесс: Учебник / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. – М. : КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. С. 227.

 Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: Учебное пособие. – М. : Омега-Л, 2010. С. 154.

  http://www.knigafund.ru/books/38105" Гражданский процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. В.В. Ярков. 7-ое изд. – М. : Ладога, 2010. С. 151.

 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

 Гражданское процессуальное право России. Учебник / под ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – М. : Юнити Дана, 2011. С. 216.

 Егорова О.А. Гражданский процесс. Учебник. – М. : Юстицинформ, 2011. С. 256.

 Гражданский процесс: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. М.К. Треушникова. – М. : Городец, 2009. С. 134.

 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Информация о работе Виды подсудности дел федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям