Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».

Содержание

Введение……………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Функции государства.
1.1. Понятие и признаки функций государства…………………5 стр.
1.2 Классификация функций государства………………………9 стр.
1.3 Глобальные проблемы и функции государства…………….10 стр.
1.4. Эволюция функций государства……………………………11 стр.
Глава 2.Основные внутренние функции
2.1. Экономическая функция……………………………………12 стр.
2.2. Социальная функция………………………………………..14 стр.
2.3. Функция развития культуры, науки и образования………16 стр.
2.4. Экологическая функция………………………………….....17 стр.
2.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………..19 стр.
2.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,
правопорядка……………………………………………………..22 стр.
Заключение………………………………..…………………..…..24 стр.
Список использованной литературы.………………………........25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренние функции государства.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

       За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая  свобода,  право  собственности,  работающие  рынки товаров и услуг. Вместе с  тем  возникла  необходимость  поиска  оптимальных способов  участия  государства  в   экономических   процессах,   налаживания эффективного  государственного  регулирования,  совместимого   с   рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической  функции  современного Российского  государства   по   сравнению   с   хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

      

Сегодня   экономическая   функция   охватывает   такие    направления

государственной  деятельности,  как   структурная   перестройка   российской

экономики,  при  которой  будет  производиться  только  продукция,  жизненно необходимая  человеку,   государству,   мировому   рынку;   преимущественная поддержка стратегических, высоко-конкурентных на мировом рынке  и  социально значимых для  России  производств; 


 

1. Теория государства и права.  Учебник  для  вызов.2-е  изд.изм.  и  доп./под

редакцией В.М.Корельского  и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра,  2000,с.152-153.

 

 

 

демонополизация  производства;  реальная поддержка производителей,   в   том  числе малого   предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание  интересов  российских компаний на внутреннем и мировом рынке;  продолжение  приватизации;  реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение  права частной собственности на  землю;  постепенное  снижение  темпов  инфляции  и торможение  роста  цен;  приостановка   спада   производства;   формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка  и т. д.

 

           Особое  место  в  правовом  обеспечении  осуществления  экономической функции принадлежит новому  Гражданскому  кодексу  Российской  Федерации.  С принятием  его  в  полном  объеме  создана  всеобъемлющая  правовая   основа рыночной экономики,  общества  Цивилизованных  собственников,  экономической свободы человека, партнерских отношений  между  гражданином  и  государством.[1]

 

 

 2.2. Социальная функция.

     

  Многие государства  характеризуют себя как социальные.  Это  означает, что они считают своей важной задачей заботу о  всех  тех  гражданах,  кто  в силу каких-либо  причин  не  в  состоянии  обеспечить  для  себя  нормальное существование,  достойное   человека.   Государство   проводит   мероприятия направленные  на  защиту  от  безработицы,  проявляет  заботу  о   детях   и нетрудоспособных людях.

   Так,  в  статье  39  Конституции  Российской  Федерации  в  частности сказано:  “Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по  возрасту,  в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для  воспитания  детей  и  в иных случаях предусмотренных законом”.

   В Российской Федерации финансируются федеральные программы  охраны  и укрепления   здоровья    населения,    принимаются    меры    по    развитию государственной, муниципальной, частной систем  здравоохранения,  поощряется деятельность,  способствующая   укреплению   здоровья   человека,   развитию физической    культуры    и    спорта,    экологическому    и     санитарно- эпидемиологическому благополучию.[2]

     


1. Общая  теория  государства и права.  Академический курс  в 2-х   томах.

Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория  государства. М.Изд. Зерцало,  1998г., с.201.

2. статья 41 пункт 2 Конституции  РФ.

 

 

 Поощряются    добровольное    социальное    страхование,     создание дополнительных форм социального обеспечения  и  благотворительность.[1]

 

       Государство  осуществляет социальную функцию   обеспечения  социальной справедливости и равных  возможностей  всех  граждан  вести  обеспеченную  и достаточную жизнь.

    

 

Так, статья 7 действующей  Конституции РФ устанавливает:

     

 1.  Российская  Федерация   это социальное   государство,   политика         которого направлена на создание условий, обеспечивающих  достойную         жизнь и свободное развитие человека.

 2.  В Российской  Федерации охраняется  труд  и   здоровье   людей,          устанавливается гарантированный минимальный размер  оплаты  труда,          обеспечивается  государственная поддержка семьи и материнства,          отцовства и детства,  инвалидов  и  пожилых  граждан,  развивается          система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,          пособия и иные гарантии социальной защиты.

     

 Нельзя  не  констатировать,  что  не  все  взятые   на   себя государством обязательства выполняются, но это можно отнести  к  фиктивности конституции, когда закон и действительность расходится.

  Будем надеяться,  что разрыв  между законом и   действительностью постепенно будет сокращаться. Социальная функция государства направлена на смягчение и  преодолениетаких издержек  нынешнего  переходного  периода,  как  бедность,  углубление неравенства и рост безработицы; на стабилизацию  уровня  жизни  населения  и более  равномерное  распределение  бремени  экономических  трудностей между различными группами населения.

   К социальной  функции также относятся такие сферы как народное образование, здравоохранение, наука.

    Правовому  обеспечению  социальной  функции  служат  закон  РСФСР   о государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страховании",  "О социальной защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указы Президента Российской  Федерации  "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения",  "О  социальной  защите инвалидов в РФ", "О мерах по восстановлению сбережений  граждан  РФ"  и  др. [2]

   


 

1. статья 39 пункт 3 Конституции РФ. (РИОР, 2007. – 48 с.)

2.Общая теория  государства и права.  Академический курс  в 2-х   томах.

Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.202

 

 

 

Для выполнения социальной функции, государство создает фонды, которые расходуются  на   пенсии,   пособия,   здравоохранение,   образование.   Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость  населения  и сокращающие  безработицу,  регулирует  (в  той  или   иной   мере)   размеры заработной платы и др.

 Таким образом,  государство принимает  различные   меры  для  повышения жизненного уровня граждан.

     

 

     2.3. Функция развития культуры, науки и образования.

    

  Эта  функция   сложилась  вместо  ранее   осуществлявшейся   культурно- воспитательной  функции  со  свойственным  ей   доминированием   монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней  нынешняя  функция  развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией  Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно  которому  никакая идеология  не  может  устанавливаться   в   качестве   государственной   или обязательной.  Статьей  44  Конституции  РФ  каждому  гарантируется  свобода литературного,  художественного,  научного,  технического  и  других   видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности.

    

  Содержание   этой   функции   сегодня    составляет    разносторонняя государственная  поддержка  развития  культуры  —   литературы,   искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической  культуры  и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации;  сохранение историко-культурных   памятников,   исторических   комплексов,    заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

   

   В содержание  данной функции входят также:  государственная  поддержка развития  науки,  ее  естественной  интеграции  в  новые  рыночные  условия; создание  благоприятных  условий   для   творческой   деятельности   научных коллективов и для свободной состязательности различных школ  и  направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических  исследований и   принципиально   новых   технологий;   эффективное   использование    как образовательного,  так и научного  потенциала   высшей   школы,   развитие интеграции  науки и высшего образования;   меры   по   улучшению   работы общеобразовательной школы.

   

   Правовую  основу  осуществления  данной  функции   составляют   Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ "Об образовании" (с  изменениями  и дополнениями), указы  Президента  Российской  Федерации  "О  государственной поддержке Российского  фонда  культуры",  "О  некоторых  мерах  по  усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др.[1]

   Постоянно   расширяется   сфера   научно-технических    исследований, проводимых на государственной  основе.  Это  вызвано  тем,  что  современные масштабы  научных  исследований  и  экспериментальных  работ  очень   сильно возросли.

 

Поэтому государство  берет на себя  обязанность  по  стимулированию технического   прогресса,   почти   полностью    оплачивает    расходы    по фундаментальным теоретическим исследованиям.            

 

                         

2.4.  Экологическая  функция

      

   Экологическая  или  функция  охраны  природы   и   окружающей   среды выдвинулась  в  последние  десятилетия  в   число   основных.  Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению  к  человеку,  его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

    

  Объективным  фактором,  вызывающим   необходимость   такой   основной государственной функции, является развитие  научно-технической революции и ее  последствия  для  человека.  Имея  огромные   блага   для   людей,   НТР одновременно с тем неизбежно связана  с  многократно  возросшим  вовлечением окружающей  природной  среды  в  общественное  производство,  что,  в   свою очередь,  вызывает  разного  рода  негативные  последствия  в  экологических системах; ведет  к  загрязнению  воздуха  и  водных  источников,  повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру,  здоровью  и  жизни человека. В этих условиях  проблема  экологии  вышла  на  передний  план  не только в  пределах  отдельной  страны,  но  и  в  глобальном,  международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

 

   Основное содержание экологической функции составляют  государственное управление и координация деятельности в  области  охраны  окружающей  среды, регулирования природопользования,  обеспечения  экологической  безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

 


1.Общая теория государства  и права. Академический курс  в  2-х  томах.  Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.202-203.

  

           Ведущая  роль  в  осуществлении  экологической  функции   принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному Комитету РФ по  охране окружающей среды.

 

 Вместе с ними  в  выполнении  этой  функции,  применительно  к  своему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии,  Министерство  по  делам гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и   ликвидации   последствий стихийных бедствий, Комитеты Российской Федерации по  земельным  ресурсам  и землеустройству,   по   рыболовству,   по   стандартизации,   метрологии   и сертификации и другие ведомства.

 

 

  С помощью законодательства государство устанавливает  правовой  режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими  гражданами  по обеспечению  нормальной  среды  обитания.  Основными  нормативными   актами, регулирующими  данную  сферу  отношений,  являются  Конституция   Российской Федерации  и  законы  Российской  Федерации  "Об  охране  окружающей  среды", "Основы   лесного   законодательства",   "О   недрах",   "Об   экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения"  и  др. [1]  

 

              Охрана  природы  -  дело  всего  общества,  но  только   государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации  усилий  всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

   В современную эпоху проблемы  охраны  и  рационального  использования природных  богатств,   приобрели   большое   экономическое,   социальное   и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

  

    Чем разумнее использовать  богатства,  тем больше  успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.  Охрана  природы  выдвигается  в  число наиболее острых социальных проблем и представляет собой  одну  из  важнейших общегосударственных задач.

   Деятельность  по  охране   природы   в   рамках   своей   компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органы.

Информация о работе Внутренние функции государства