Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:36, курсовая работа
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;
1. Общенаучные методы - это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, метод моделирования, общие логические приемы и т. д.
Системно-структурный метод
предполагает исследование внутреннего устройства
(структуры) изучаемого явления, а также
исследование связей как между составными
частями внутри самого явления, так и с
родственными явлениями и институтами.
Данный метод исходит из того, что: 1) система
представляет собой целостный комплекс
взаимосвязанных элементов; 2) она образует
единство со средой; 3) как правило, любая
исследуемая система является элементом
системы более высокого порядка; 4) элементы
любой исследуемой системы, в свою очередь,
обычно выступают как системы более низкого
порядка. Любое явление может быть рассмотрено
как система. Функциональный метод используется
для выделения в различных системах составляющих
структурных частей с точки зрения их
предназначения, роли, взаимосвязи, а также
реального действия исследуемых явлений.
В частности, применение функционального
метода в процессе характеристики государства
позволяет выделить и охарактеризовать
относительно самостоятельные направления
(векторы) государственной деятельности
в политической, экономической, экологической
и других сферах общественной жизни. Данный
метод используется также при изучении
отдельных государственных органов, права,
правосознания, юридической ответственности
и других государственно-правовых явлений.
Методмоделирования предполагает создание
абстрагированных от жизненных реалий
моделей, концепций явлений вообще (чистого
права, идеального государства и т. п.),
изучение созданных моделей, а затем распространение
полученных сведений на одноименные явления,
существующие в реальности. Моделирование
помогает при поиске наилучших схем организации
государственного аппарата, наиболее
рациональной структуры административно-
Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе.
Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает право в действии, то есть связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д. Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).
Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.
Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. Например, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.
Формально-юридический метод предполагает изучение права в чистом виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники - все это конкретные проявления формально- юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.
16. Механизм государства- это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает в себя Структура механизма государства включает в себя:
17. Правовое регулирование и
Правовое регулирование - осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.
Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную
Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и - психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный (педагогический,
ценностно-ориентационный общеидеологический)
аспект необходимо отличать от информационно-
Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.
Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей.
Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности.
Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию.
Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства