Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:38, контрольная работа
Целью контрольной работы является выявление существующих проблем в области защиты государственной тайны.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть конституционные права граждан на доступ к информации, государственная тайна;
- описать уголовно-правовую защиту информации;
- решить задачу.
Введение 3
1. Конституционные права граждан на доступ к информации, государственная тайна 5
2. Уголовно-правовая защита информации 8
Задача 15
Заключение 21
Список литературы 23
Предметом посягательства при разглашении государственной тайны выступает как документированная, так и не документированная информация, составляющая государственную тайну.
Разглашение государственной тайны состоит в несанкционированном распространении указанных сведений, доведение их содержания до лиц, которые не имеют права на законном основании знакомиться с теми. Разглашение может быть осуществлено устно, письменно, путем представления для ознакомления документов, чертежей и т.п.
Разглашение государственной тайны считается оконченным преступлением с момента, когда содержание соответствующей информации стало достоянием хотя бы одного лица, не имеющего законного доступа к данным сведениям.
Поскольку максимальное наказание, предусмотренное ч.1ст.283 УК РФ за разглашение государственной тайны, не превышает четырех лет лишения свободы в соответствии со ст.15 ч.3 УК РФ, это деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Поэтому в силу ст.30,ч.2 УК РФ, ответственность за приготовление к разглашению государственной тайны не наступает в связи, с чем собирание сведений, составляющих государственную тайну с целью их разглашения частным лицам, а также подготовка в тех же целях материалов, содержащих государственную тайну, по действующему законодательству, не влечет уголовной ответственности. Представляется, что такое положение не соответствует общественной опасности подобных проявлений. Одним из способов устранения этого негативного обстоятельства является отнесение деяния, предусмотренного ст.283 ч.1.УК РФ категории тяжких преступлений, для чего максимальное наказание, предусмотренное этой частью, следует повысить до шести лет лишения свободы. В случае такого изменения в Законе приготовление к этому деянию станет наказуемым.
Разглашение государственной тайны признается преступлением лишь при умышленном совершении этого деяния. Умысел при этом может быть как прямым, когда виновный желает разгласить тайну или осознает неизбежность ее разглашения, так и косвенным при котором субъект сознательно допускает, что тайна станет достоянием посторонних лиц либо относится к этому безразлично.
Ответственность за разглашение государственной тайны несут специальные субъекты, а именно лица, которым тайна была доверена при тех или иных обстоятельствах, либо те, которым она стала известна по службе или работе.
В ст.283,ч.2 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за совершение того же деяния, т.е. за разглашение государственной тайны, повлекшей тяжкие последствия. Согласно Федеральному закону от 25 июня 1998 года № 92 –ФЗ, текст ст.283,ч.2 УК РФ дополнен, в связи с чем ее диспозиция в настоящее время гласит «То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия».
Таким образом, ответственность по ст.283, ч.2 УК РФ наступает при наличии совокупности следующих обстоятельств:
Оконченным преступление, предусмотренное ст.283 ч.2 УК РФ признается с момента наступления тяжких последствий.
Что такое дискриминация в трудовых отношениях? Какими нормативными актами запрещена дискриминация в трудовых отношениях? Составьте перечень таких нормативных актов.
Оцените с позиции трудового законодательства следующие объявления:
1.Требуется торговый представитель по Архангельску от маслокомбината Нижегородского TM «Урожай солнца» - опыт работы, рекомендации, возраст до 30 лет.
2. В кафе-бар требуются официанты (опыт работы, аккуратность, исполнительность, проживание в центральной части г. Архангельска, наличие домашнего телефона).
3. Требуется администратор в солярий (приятной внешности, коммуникабельная, исполнительная, честная девушка до 27 лет).
Решение:
l.Ha наш взгляд, в данном объявлении имеет место быть возрастная дискриминация при приеме на работу (возраст до 30 лет).
Правовая норма ч. 3 ст. 37 Конституция РФ2 гласит: « Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда , а также право на защиту от безработицы».
Согласно ст. 3 TK РФ 2002 г. «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда»3.
Дополнительно к изложенной норме ст. 64 TK РФ гласит :«Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
На международном уровне данная проблема регулируется п. «а» ч.1 ст. 1 Международной Организации Труда № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (Женева, 25 июня 1958 г.): «1. В целях настоящей Конвенции термин "дискриминация" включает: а) всякое различие, недопущение или
предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».4
Таким образом, возрастная дискриминация в нашей стране тоже запрещена, исключение составляют лишь профессии, в которых объективно и вполне обоснованно предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья и возрасту. К примеру, работники правоохранительных органов и спецслужб,
летчики, машинисты поездов, космонавты, спасатели и некоторые другие профессии. Все остальное считается дискриминацией и может быть поводом для обращения в органы федеральной инспекции труда или прямо в суд.
2.Требования в данном объявлении не соответствуют действующему трудовому законодательству. В TK РФ упомянуты категории сотрудников, которых нельзя принять на работу без медосмотра.
Так, одна из категорий сотрудников, которых можно взять на работу только с учетом медицинского заключения, — лица, которые будут работать в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях (п. 2. ст. 213 TK РФ)
Таким образом, в данном объявлении помимо всего прочего должно быть упомянуто о наличии санитарной книжки.
З.На наш взгляд, в данном объявлении имеет место быть половая, а также возрастная дискриминация при приеме на работу (девушка до 27 лет). Дискриминация в общей теории права относится к категории тех, которые кажутся всем понятным. Однако при более глубоком анализе выясняется, что вопрос о дискриминационной сущности того или другого явления достаточно спорен и не всегда имеет однозначное решение. Это проявляется уже в наличии различных формулировок самого понятия "дискриминация".
Словарем по правам человека дискриминация определяется как любая форма подчинения или негативного отношения к отдельным лицам или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место.5
Применение данного определения усложняется отсутствием понятия "приемлемые и подходящие условия". Обычно считается неприемлемым ограничение прав по признакам, которые объективно не влияют на способность человека к реализации этих прав. Так, раса, национальность, сексуальная ориентация, политические или религиозные убеждения, в значительной степени - пол - обычно не влияют непосредственно на способность человека к выполнению определенной работы, поэтому учет их при решении вопроса о предоставлении работы не обоснован и может считаться дискриминацией.6
В отдельных юридических энциклопедиях термин "дискриминация" раскрывается как общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц (по сравнению с другим государством, юридическими или физическими лицами).7 Все эти определения связывают дискриминацию с уменьшением объема прав субъекта, ей подвергшегося. Международная организация труда термином "дискриминация" обозначает всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим
результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
Суд ЕС считает, что дискриминация представляет собой не что иное, как применение различных правил к аналогичным ситуациям или, наоборот, применение одной и той же нормы в различных ситуациях.
Дискриминация в трудовых отношениях запрещена ТК РФ, Рекомендациями МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" и УК РФ.
Статья 3 ТК РФ, закрепляя запрет на проявления дискриминации в сфере труда, в ч. 2 устанавливает, что "никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника".
Сопоставляя текст ст. 3 ТК РФ с текстом Рекомендации МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", можно увидеть, что российское национальное законодательство расширило перечень различий, признаваемых дискриминационными. Так, Рекомендация МОТ не называет в числе дискриминационных различия в национальности, языке, возрасте, месте жительства, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, имущественное, семейное и должностное положение.
Кроме того запрет на дискриминацию содержится и в УК РФ. Так, ч.1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) закрепляет, что Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Что может быть признано дискриминацией? Наиболее очевидный приводимый пример - ситуация, сложившаяся в Латвии. Вскоре после получения независимости (в 1992 г.) знание латвийского языка стало обязательным условием для получения или сохранения работы во всех государственных учреждениях или предприятиях, а также для регистрации в качестве безработного и получения пособий, что крайне негативно отразилось на коренном русскоязычном населении.
Другой пример - создание рабочего расписания, в том числе расписания рабочих совещаний, в соответствии с "мужской моделью", не учитывающей обязанности работников по уходу за детьми.
Ещё один пример дискриминации: определенные компании отказываются нанимать пожилых или семейных трудящихся, что приводит к тому, что кадровые агентства не будут попросту предлагать им на рассмотрение таких кандидатов.
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям:
не обеспечивается эффективная реализация и защита конституционных прав личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (на это указывают масштабы неконтролируемого распространения баз, содержащих персональные данные, распространение таких данных в Интернете и т.п.);
слабо реализуется возможность конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (об этом свидетельствует содержание материалов бумажных и электронных СМИ, повсеместное нарушение ими Закона «О рекламе», не регулируемое распространение порнографической информации и информации о сексуальных услугах и т. п.);