Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики. В том числе необходимо рассмотреть, в чем проявляется объективная необходимость государственного вмешательства в экономику, сформулировать экономические функции государства и определить методы государственного экономического регулирования.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….23
— множественность центров
— корысть государственных
— отсутствие четких критериев эффективной деятельности государства;
— высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных.
Осмысление данных процессов привело
к пониманию того, что рынок
и государство являются различными
степенями и типами несовершенства.
Однако речь не должна идти об альтернативном
выборе между рынком и государством.
В странах со смешанной экономикой
государство встроено в рыночный
механизм, является его неотъемлемой
частью и способствует его нормальному
функционированию. В этом своем качестве
государство выступает как
Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:
— определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
— требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
— с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом (фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология);
— обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.
Следует отметить, что речь идет не
о монопольном положении
Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями:
1) национализация частных
2) государственное строительство,
3) осуществление финансовых
В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.
Величина государственного сектора
в каждой из стран различна и определяется
рядом взаимосвязанных
Значение государственного сектора
в экономике, как правило, оценивается
по его доле в: численности занятых
в экономике, валовых капиталовложениях
в основные фонды, капитале отдельных
отраслей. Влияние государственного
сектора на развитие экономики определяется
его вкладом в создание ВНП, размерами
перераспределения и
Наибольшее распространение
Следует обратить внимание на существенные различия между государственным и частным секторами экономики. В первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором — добровольный.
Кроме того, для государственных предприятий в ряде случаев характерны низкая экономическая эффективность, слабость внутренних импульсов к инновациям, бюрократизация управленческой деятельности.
Данное обстоятельство объясняет появление новых тенденций в развитии государственной собственности на рубеже XX–XXI вв.
Одна из тенденций — снижение доли государственной собственности, которое осуществляется в процессе приватизации по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым органами государственной власти и управления.
Другой тенденцией развития государственной
собственности является относительное
увеличение доли государственной собственности,
функционирующей на коммерческих началах.
Главной причиной, обусловившей появление
и развитие названной тенденции,
стало усложнение экономики, потребовавшее
повышения разнообразия способов и
методов ее государственного регулирования.
Коммерциализация существенной части
государственных предприятий
Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный сектор. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.
Взаимодействие
— интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы
(предприятия). Таким образом, создаются предприятия со
смешанной формой собственности;
— рыночного предложения и
Появление и развитие феномена государственного
предпринимательства позволило
уточнить и представление о роли
государства в современной
В любой стране, при любой общественно-
В странах с централизованной экономикой
вмешательство государства, его
участие в управлении экономикой
проявляются гораздо
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства
Государственное регулирование экономики — это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия в рыночной экономике.
Во-первых, оно является избирательным, т.е. направленным на определенные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как и для кого производить) решает рынок.
Во-вторых, характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности.
В-третьих, его объектами выступают
как экономика в целом, так
и условия деятельности, экономическое
поведение отдельных
В-четвертых, оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику.
В-пятых, ожидаемый результат задается
не жесткими количественными показателями,
а фиксирует направление
Государственное регулирование экономики призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность экономических субъектов, сориентировать макроэкономическое развитие в направлении достижения намеченных результатов. Решение указанных задач невозможно без глубокого теоретического обоснования роли государства в экономике, форм и методов его воздействия.
Начиная с А. Смита, экономисты классического
направления ратовали за минимальную
роль государства, ограничивая ее осуществлением
жизненно необходимых общественных
работ, поддержанием законности и правопорядка,
обороной страны. С их точки зрения
правительство должно гарантировать
права собственности и
В XX в. началось постепенное, но существенное повышение роли государства в экономике, что лучше всего видно по доле государственных расходов в ВВП. В индустриальных странах она выросла в среднем с 12 % в 1913 г. до 45 % в 1998 г. Такому росту способствовали как экономические, так и политические факторы. Не менее важную роль сыграли развитие экономической теории, появление новых представлений о том, что должно делать государство.
В 30-е гг. XX в. Дж. Кейнс впервые системно поставил вопрос о государственном регулировании рыночной экономики. По Кейнсу, если государство придерживается классической теории, на практике возникает ряд недостатков: экономика развивается циклически, причем выход из кризиса на основе рыночного саморегулирования затруднен; безработица превышает экономически допустимые пределы; в обществе существует неоправданная дифференциация. Данные негативные явления могут быть устранены с помощью обоснованного государственного регулирования.
Представители монетаристской школы (М. Фридмен) полагают, что в самой сущности рыночной экономики заложены механизмы, приводящие хозяйство в равновесие, а нарушения в экономических процессах связаны с нерыночными действиями государства. Наиболее эффективным способом регулирования экономики монетаристы считают воздействие центрального банка на величину денежной массы.
Неолиберальные направления в экономической теории (А. Пигу, Дж. Тобин, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард) пропагандируют формирование рыночной системы с мягким государственным вмешательством, обеспечивающим социальный компромисс в обществе и экономическую стабильность. По их мнению, политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на:
— установление экономического порядка и правил поведения для участников хозяйственного процесса;
— борьбу с монополизмом и содействие мелкому и среднему предпринимательству; обеспечение занятости;
— преодоление региональных различий в уровнях доходов;
— совершенствование форм участия рабочих в управлении производством.
Выяснение сущности государственного
регулирования экономики
В качестве субъектов государственного регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия, выступают прежде всего органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.