Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:22, реферат
Цель работы – дать правовую характеристику государства как субъекта гражданского права.
Задачи:
- раскрыть особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- изучить участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
- рассмотреть ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам.
Введение 3
1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 5
1.1 Специфика статуса государства как субъекта гражданского права 5
1.2 Соотношение особого статуса государственных образований и принципа равенства субъектов гражданского права 9
1.3 Правосубъектность государства в зарубежном законодательстве 11
2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях 13
2.1 Органы государства 13
2.2 Сфера участия государства 16
2.3 Внешнеэкономическая деятельность государства 21
3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам 24
3.1 Общие положения об ответственности государственных образований как субъектов гражданского права 24
3.2 Пределы ответственности 25
3.3 Особенности ответственности 26
Заключение 29
Список литературы 34
В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции")29.
Следует
иметь в виду, что в зарубежном
праве распространен иной подход
к принципу иммунитета государства.
В законах и судебной практике
ряда зарубежных государств закреплена
доктрина функционального (ограниченного)
иммунитета, согласно которой иностранное
государство, осуществляя коммерческую
деятельность, действует уже не как суверен,
а как частное лицо и поэтому отказывается
от иммунитета по требованиям, вытекающим
из такой деятельности30. Положения
этой доктрины выражены в законах США,
Великобритании, Канады, Австралии и др.,
в международных договорах (например,
в Европейской конвенции об иммунитете
государства 1972 г., в Брюссельской конвенции
об унификации некоторых правил, относящихся
к иммунитету государственных судов),
в судебной практике зарубежных стран
(Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии
и др.)31.
Государство является особым субъектом гражданского права:
· государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;
· государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т. е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.
Особенности правоспособности государства:
· правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;
· некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;
· некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.
Особенности дееспособности государства:
· государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;
· государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Непосредственное
участие государства
От имени государства
в гражданском обороте согласно
ст. 124 ГК могут выступать как
Опосредованное
Несмотря на формальную
самостоятельность таких
Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:
· государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом РФ, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;
· государственные
и муниципальные фонды
Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:
· приватизация госимущества;
· финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;
· краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;
· выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;
· сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;
· эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.
Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.
Следует различать
договорную и внедоговорную гражданско-
Согласно ст. 126 ГК в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:
· субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;
· субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;
· ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.
Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.
Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.
Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.
Такие сделки от имени Российской Федерации заключает Правительство РФ в лице его профильных министерств:
по денежным обязательствам — Минфин;
по инвестиционным соглашениям — Минэкономики;
по распоряжению имуществом — Минимущество.
Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:
Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;
За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае согласно ст. 127 ГК признается иммунитет. Различают несколько видов иммунитета:
· судебный, когда без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства;
· от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;
· от принудительного исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против него: обратить взыскание на его имущество и т. п.
Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.
Так наложить арест
на имущество России пытались французские
власти по скандальному иску швейцарской
фирмы «Нога», вынося решение об аресте
барка «Крузенштерн» и коллекции Эрмитажа
во время нахождения этого имущества на
территории Франции.
Информация о работе Государство как субъект гражданского права