Гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н. М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность». Более конкретно Н. М. Коркунов определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники………………………………………………………………………….4
2 Понятие и правовое значение принципов Государственной службы……….9
3 Система и виды принципов государственной службы……………………...13
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

к р ПОРГ.docx

— 37.62 Кб (Скачать файл)

Принципы государственной  службы обусловлены существованием принципов функционирования государства, государственных органов и государственного управления (последнее понимается здесь  в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.

Принципы государственной  службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны  организации и функционирования не только самой государственной  службы, но и системы государственных  органов, определяют содержание сложных  взаимоотношений внутри этой системы. Например, они отражают такие возникающие  внутри государственного управления связи, как:

1) разделение труда;

2) территориальная организация  (центральное и региональное управление);

3) отраслевая организация;

4) иерархия организации;

5) разделение полномочий  и компетенции между центральными  и региональными государственными  органами.

Д.Н. Бахрах, подчеркивая  нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, указывает  на следующие основные принципы государственной  службы, выделяя при этом наиболее общие категории:

1) демократизм (полное  и постоянное соответствие деятельности  служащих интересам граждан, общества; общедоступность государственной  и муниципальной службы; сменяемость  служащих как одно из проявлений  политической демократии; подотчетность  и ответственность служащих);

2) профессионализм (компетентность  работника; систематичное, регулярное  выполнение функций, операций, служебных  отношений; регулярное получение  оплаты за свой труд; ответственность  за деятельность);

3) социально-правовая защита  служащих.

В.М. Манохин под принципами государственной службы понимает требования, которые:

1) обязательны для всех  лиц и организаций, в той  или иной степени имеющих отношение  к государственной службе;

2) распространяются на  все виды государственной службы  и являются всеобщими в рамках  государственной службы;

3) охватывают все организационные,  правовые и другие стороны,  из которых складывается содержание  государственной службы.

В.М. Манохин отмечает, что  анализ принципов государственной  службы зависит от различных подходов к пониманию государственной  службы: при трактовке ее только как деятельности государственных  служащих выделяются одни принципы (равный доступ граждан на государственную  службу, их сменяемость и т.д.); если же государственная служба рассматривается  как организационно правовой институт в системе государственной организации, то тогда в принципах службы должны найти свое отражение как общие принципы организации и деятельности государства, так и специальные принципы, присущие только институту государственной службы (законность, дисциплина, народность и т.д.). В общественных науках под принципами обычно понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти). Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Принципы государственной  службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий  характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают  важнейшие закономерности в системе  организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают  значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в  системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной  службы может повлечь за собой  произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость. С другой стороны, принципы являют собой активное, динамическое начало, ибо они обусловливают  устанавливаемую законодателем  модель государственной службы. Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных  и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в имеющем рамочный характер Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы. Каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

 

3 Система и виды принципов государственной службы.

В систему и виды государственной  службы входят:

1.Верховенство Конституции  РФ и Федеральных законов при  исполнении должностных обязанностей;

2.Ответственность служащих  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение должностных обязанностей;

3.Приоритет прав и свобод  человека и гражданина, обязанность  соблюдать и защищать права  и свободы человека и гражданина;

4.Обязательность актов  вышестоящих в порядке подчинённости  органов и должностных лиц;

5.Гласность;

6.Внепартийность государственной  службы;

7.Равный доступ к государственной  службе;

8.Профессионализм и компетентность;

9.Стабильность кадров;

10.Единство требований  к государственной службе;

11.Разделение властей;

12.Единство системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между РФ и субъектами  РФ.

В теории административного  права длительное время преимущественное внимание обращалось на исследование считавшихся основными политико-юридических  принципов, другие же группы принципов, именовавшиеся организационными, игнорировались. При классификации принципов  государственной службы целесообразно, как и при изучении принципов  государственного управления, выделять конституционные и организационные  принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции  РФ, которые конкретизируются в соответствующих  законодательных актах. Организационные  принципы отражают механизм построения и функционирования государственной  службы, государственного аппарата и  его звеньев, разделения управленческого  труда, обеспечения эффективной  административной деятельности в государственных  органах. Конституционные принципы государственной службы можно различать  и по их нормативному закреплению (по источникам правового регулирования). В этом случае они устанавливаются  конституционно-правовыми нормами  и являются конституционно-правовыми  основами государственной службы. При  этом специальные законодательные  и иные нормативные правовые акты, регулирующие государственную службу, определяют особые отношения государственно-служебного характера, и их основополагающие положения  также могут претендовать на статус принципов государственной службы. Конституционные принципы государственной  службы:

Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении их прав. В некоторых законодательных  актах этот принцип называется принципом  законности. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную  должность, и в соответствии с  законодательством Российской Федерации; он вправе осуществлять полномочия в  пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями.

Принцип верховенства законов  в системе государственной службы — это принцип законности организации  и деятельности органов государственной  власти, вытекающий из принципа законности в государственном управлении, законности в осуществлении государственными служащими управленческих действий.

В рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности  в государственном управлении, то есть соответствие применяемых в  управлении средств, способов и методов  задачам и целям управления. Это  означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью — тогда для достижения управленческой цели можно выбрать  оптимальную процедуру и наиболее эффективные правовые средства. Несоразмерность  в управлении - это, например, ограничение  прав граждан, или демонстрация «жесткого» управления, даже если практика этого  не требует. Подобное имеет место, когда  выбранные правовые средства и намеченная цель в управлении находятся между  собой в не сочетаемом и неразумном соотношении, а потому задачи управления будут заведомо невыполнимы. Должностные  инструкции, составленные в государственных  органах, фиксируя специфические черты  правового статуса государственного служащего, не должны, с одной стороны, противоречить законодательным  актам и ограничивать права и свободы государственного служащего, а с другой — устанавливать для него незаконные льготы и преимущества, а также ликвидировать определенные федеральными законами ограничения и запреты по службе.

Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина. Права  и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Обладание  правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным  субъектом, способным самоутвердиться  в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и  государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права  человека.

Принцип единства системы  государственной власти, разграничения  предметов ведения между РФ и  субъектами Российской Федерации. Государственная  служба представляет собой множество  государственных должностей учреждаемых  в единой системе органов государственной  власти. Власть в Российской Федерации  едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой государственный орган, а следовательно, никакой вид  государственной службы, никакие  государственные служащие не могут  претендовать на суверенное осуществление  государственной власти. Они исполняют  лишь соответствующие функции государственных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная власть в РФ разделяется  на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и  каждый из них выполняет задачи и  функции государственной службы. Соответственно выделяются три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и  судебная, и каждая из них должна самостоятельно исполняться соответствующим  органом государственной власти, а следовательно, соответствующей  государственной службой и государственными служащими. Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну их трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

Принцип равного доступа  граждан к государственной службе. В соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную  службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан  в управлении делами государства. Согласно этому положению граждане РФ имеют  равный доступ к государственной  службе. Указанная конституционная  норма соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым  каждый гражданин должен без какой  бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений допускаться  в своей стране на общих условиях равенства к государственной  службе. Принцип равного доступа  к государственной службе означает равное право граждан на занятие  любой государственной должности  в соответствии со своими способностями  и профессиональной подготовкой, без  какой-либо дискриминации.

Принцип внепартийности государственной  службы, отделения религиозных объединений  от государства. В соответствии с  Конституцией РФ Федеральный закон  «Об основах государственной  службы РФ», а также Положение  о федеральной государственной  службе такой принцип предусматривают  впервые. В государственных органах  не могут образовываться структуры  политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные служащие руководствуются  законодательством Российской Федерации  и не связаны при исполнении должностных  обязанностей решениями партий, политических движений, общественных объединений. Принцип  внепартийности государственной службы, политического нейтралитета государственных  служащих, означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для государственной службы по их политическим взглядам, а с другой стороны — обязанность государственных служащих в рамках своих полномочий оставаться вне политических пристрастий и убеждений.

Информация о работе Гражданская служба