Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:03, доклад
Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века — к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.
1) Сократ — (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика).
Цель
философии Сократа —
С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века — к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).
2)
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.
3)
Исходя
из этого и следует понимать удивительное
положение Сократа: никто не поступает
дурно сознательно, никто не стремится ко злу.
Люди стремятся исключительно к благу,
к добру. Поэтому всякий дурной поступок
является результатом одного лишь незнания добра и зла,
иначе говоря, ошибки – человек принимает
зло за добро, не умея различать их ясно,
не имея правильного понятия. Знающий
человек поступает хорошо. Однако большинство
людей находятся в заблуждении относительно
того, что же действительно важно в жизни,
поскольку они заботятся об удовольствиях,
богатстве, власти, славе, но не о собственной
душе, не о том, чтобы она была так хороша
и пригодна для своего назначения, как
только можно, чтобы её понятия были истинны
и ясны.
4)
Сократовское отождествление добродетели и знания можно назвать этическим рационализмом. Разум – и только он один – есть источник и мерило нравственности. Жизнь согласно разуму – и есть нравственная жизнь. Разум может и должен подчинить себе жизнь. В этом и заключается назначение человека и высшее благо для него.
На место нравственности как простого соблюдения принятых в обществе или заповеданных норм Сократ поставил моральность как сознательное и свободное самоопределение индивида «по совести», по внутреннему убеждению, т.е. нравственную автономию личности
5)
Сократ
вел пропаганду своего этического рационализма.
Разработка идеалистической морали
составляет основное ядро философских
интересов и занятий Сократа.
В беседах и дискуссиях Сократ
обращал внимание на познание сути
добродетели. Как может человек
жить, если он не знает, что такое добродетель?
В данном случае познание сути добродетели,
познание того, что есть "нравственное",
являлось для него предпосылкой нравственной
жизни и достижения добродетели. Сократ
отождествлял мораль со знанием. Нравственность
- знание того, что есть благо и прекрасное
и вместе с тем полезное для человека,
что помогает ему достичь блаженства и
жизненного счастья. Нравственный человек
должен знать, что такое добродетель. Мораль
и знание с этой точки зрения совпадают.
Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо
знать добродетель как таковую, как "всеобщее",
служащее основной всех частных добродетелей.
Таким образом, одним из отличительных
признаков истинной философии и подлинного
философа являлось по Сократу, признание
единства знания и добродетели. И не только
признание, но также стремление к реализации
этого единства в жизни. Сообразно с этим,
философия в понимании Сократа не сводилась
к чисто теоретической деятельности, но
включала в себя также практическую деятельность
– правильный образ жизни, благие поступки.
Эта позиция Сократа получила в философии
определение – этический рационализм.
6)
Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным.
7)
Стандарт нравственности должен быть величиной уникальной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение общества. С этим связаны критические замечания Сократа об афинской политике и принятой практике решения управленческих вопросов большинством голосов. Подобные критические умозаключения были учтены на суде, закончившемся для Сократа смертным приговором.
Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности.
8)
Сократу удалось
такое идеальное единство мышления
и жизни. Он жил и умер как мыслитель,
философ. Сократ был казнён, и его
казнь не была случайностью. На место
авторитета рода, государства, религии
и традиции он поставил свободное самоопределение
личности, нравственную автономию. Его
недоброжелатели верно поняли опасность,
которую заключала в себе деятельность
Сократа для традиционных устоев греческого
общества. В лице Сократа выступил новый
принцип, время которого придёт лишь в
эпоху Просвещения. Можно сказать, что
на место нравственности как простого
соблюдения принятых в обществе или
заповеданных норм Сократ поставил моральность как сознательное
и свободное самоопределение индивида
«по совести», по внутреннему убеждению,
т.е. нравственную автономию личности.