Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть защиту прав потребителей в гражданском процессе РК.
Задачи:
- раскрыть государственное регулирование защиты прав потребителей: общие понятия в законодательных актах, рассмотреть многоуровневую защиту прав;
- исследовать права потребителей и их защиту в гражданском процессе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………
5
1.1
Общие понятия в законодательных актах……………………………
5
1.2
Многоуровневая система защиты прав потребителя……………….
6
2
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………
9
2.1
Права потребителей предусмотренные в законе РК «О защите прав потребителей»………………………………………………………….
9
2.2
Право на защиту своих прав в гражданском процессе…………….
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Если в течение гарантийного срока или срока годности, а при их отсутствии в течение сроков, установленных законодательными актами республики или договором, потребитель обнаружит ненадлежащее качество товара, он вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, или безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков.
Гарантийные сроки устанавливаются нормативно - технической документацией или договором и исчисляются со дня продажи товара, а сроки годности - с момента изготовления.
Требования потребителя, предъявляются торговой организации, продавцу по месту покупки товара или ее представителю по месту нахождения потребителя в течение гарантийного срока, установленного для товара. В случае обнаружения недостатков в товарах, для которых не определены гарантийные сроки, потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).[5]
В соответствии с профилем реализуемых товаров государственные торговые организации и торговые организации потребительской кооперации, не являющиеся продавцом товара, выполняют функции представителей торговых организаций - продавцов соответствующих систем торговли.
Потребитель вправе предъявить требования о замене товара, либо безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов по их устранению, также изготовителю, либо организациям, создаваемым изготовителем для осуществления ремонта и обслуживания его товаров или производящих их ремонт и обслуживание на основании договора с изготовителем.
Продавец, изготовитель (их представители) обязаны принять товар у потребителя. При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению немедленно, а в случае, когда возникает необходимость проверки качества, - в течение срока, устанавливаемого законодательными актами республики (но не более 14 дней) или соглашением сторон.
За каждый день нарушения указанных в настоящем пункте сроков продавец (его представитель, изготовитель) уплачивает потребителю одновременно с выдачей замененного товара неустойку.[3, с.99]
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня замены.
По товарам, на которые производитель дает гарантийный срок пользования, потребителю должно быть обеспечено оказание всех предусмотренных в течение гарантийного срока услуг. Это относится как к отечественным, так и к импортным товарам, проданным через соответствующие системы торговли.
Если в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
В отношении товара, на который установлен срок годности, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В случае, когда на комплектующие изделия в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.[1]
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара исчисляется со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, - со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (изготовителя), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара не исчисляется до устранения продавцом (изготовителем) таких обстоятельств. Если день передачи (доставки), установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
При обмене недоброкачественного товара на товар той же марки (артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.
При обмене недоброкачественного товара на товар с теми же родовыми признаками, но другой марки (артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости производится исходя из цен на указанные товары, действующие на момент обмена. При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.
Изготовитель товара обязан возместить торговой организации, не являющейся продавцом товара, в полном объеме расходы, понесенные в связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных настоящей статьей, а также дополнительно уплатить торговой организации 10 процентов от произведенных ею расходов. [6, с. 274]
Имущественная ответственность за вред, причиненный продукцией ненадлежащего качества
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие наличия конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков продукции, подлежит возмещению в полном объеме, если законодательством РК не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Право требовать возмещения вреда, причиненного продукцией ненадлежащего качества, признается за любым потерпевшим потребителем, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или продавцом.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативно - технической документацией срока службы.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся в течение гарантийных сроков или сроков годности, а при их отсутствии в течение сроков, установленных в Законе «О защите прав потребителей», подлежит возмещению продавцом этого товара или его изготовителем.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся по истечении гарантийных сроков, подлежит возмещению изготовителем этого товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков работ и услуг, подлежит возмещению исполнителем.[7]
Продавец, изготовитель, исполнитель освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации или хранения продукции.
При вынесении судом решения о возмещении вреда, причиненного товаром, рассматривается также вопрос об изъятии из оборота, а в необходимых случаях - отзыве от потребителей всей партии товара, к которой относится товар, причинивший вред. [1]
Ответственность за нарушение условий договоров о выполнении работ и оказании услуг
Потребитель (заказчик) вправе расторгнуть договор о выполнении работ и оказании услуг и потребовать возмещения убытков, если производитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится невозможным. (Кроме случаев, оговоренных специальным договором).
Если во время выполнения работ или оказания услуг станет очевидным, что они не будут выполнены в соответствии с условиями договора, заказчик вправе назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, а при неисполнении этого требования в назначенный срок - расторгнуть договор, либо потребовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьему лицу за счет производителя.
Если производитель допустил отступление от условий договора, ухудшившее выполненную работу (услугу), либо допустил иные недостатки, заказчик вправе по своему выбору требовать безвозмездного исправления указанных недостатков своими средствами или соответственного уменьшения вознаграждения за работу (услугу).
За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.
В случае не устранения в установленный срок недостатков, а также просрочки начала и окончания выполнения работ (услуг) исполнитель уплачивает потребителю одновременно с принятием работы (услуги) неустойку (штраф, пеню), предусмотренную законодательством РК или договором.
Неустойка (штраф, пеня), установленная на случай просрочки устранения недостатков в выполненной работе, не засчитывается в счет подлежащих возмещению убытков.[4, с.297]
Исполнитель не несет ответственность за просрочку начала и окончания выполнения работ (оказания услуг) и устранения недостатков, если докажет, что просрочка возникла вследствие вины потребителя.
При наличии в работах (услугах) существенных отступлений от договора или иных существенных недостатков заказчик вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков.
Если существенные отступления от договора или другие существенные недостатки были обнаружены в продукции, изготовленной из материала заказчика по договору бытового заказа, заказчик вправе по своему выбору требовать, либо изготовления другой продукции из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков.
Производитель не несет ответственности за недостатки в выполненных работах или оказанных услугах, если докажет, что они возникли по вине самого заказчика.
Об отступлениях от условий договора и иных недостатках в работе, которые не могли быть обнаружены при обычном способе ее принятия, заказчик обязан сообщить исполнителю немедленно по их обнаружении.
Требования заказчика, предусмотренные настоящей статьей, подлежат удовлетворению в случае обнаружения недостатков в течение гарантийного или иных сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором.
Если исполнитель не исполняет или ненадлежащее исполняет обязательства согласно договору, то он уплачивает заказчику неустойку, установленную договором (штраф, пеню) и возмещает убытки, не покрытые неустойкой (штрафом, пеней).
Уплата исполнителем неустойки (штрафа, пени), установленной на случай просрочки или иного ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает его от исполнения обязательств в натуре.
Исполнитель обязан возместить по рыночной стоимости убытки, возникшие в связи с утратой, порчей или повреждением вещи, принятой им от заказчика для выполнения работ или оказания услуг, если не докажет, что указанные обстоятельства возникли вследствие особых свойств вещи, о которых он не был предупрежден заказчиком. Исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень научных и технических знаний не позволял выявить особые свойства вещи, принятой им от заказчика для выполнения работ и оказания услуг.[1]
Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика, возникший в связи с использованием материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений или оказания услуг вне зависимости от знания исполнителем их свойств.
Если потребитель отказывается без предупреждения от услуги при вызове на дом производителя услуг, потребитель оплачивает за вызов.
Если производитель услуг не предупредил потребителя и не явился в назначенное время при вызове на дом, производитель услуг возмещает причиненный ущерб потребителю.
Последствия нарушения условий договоров о выполнении работы и оказании услуги, не подпадающих под действие настоящей статьи, определяются законодательными актами РК.
Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством о защите прав потребителя , признаются недействительными. Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, ему был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Информация о работе Защита прав потребителей в гражданском процессе