Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В Федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено , что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.33

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий – в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий – в районные суды. _____________________

32 См.: Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.С.268

33 См.: ст.63. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы избирателями в вышестоящую  избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов).

В случае если вышестоящая  избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной  комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, – в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Вышестоящая избирательная  комиссия, Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации, избирательная  комиссия субъекта Российской Федерации  вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение  в эти комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и  обращения избирателя с аналогичной  жалобой в избирательную комиссию она приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной  кампании, принимаются в пятидневный  срок, но не позднее дня, предшествующего  дню голосования, а в день голосования  или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.34

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение прав избирателей .

Согласно этой статье лица, препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога или  иным способом свободному осуществлению  избирателем права избирать и  быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие избирателей или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования; нарушающие

____________________

34 См.: ст.75 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам; препятствующие или противодействующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей; препятствующие голосованию на избирательных участках; нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права избирателей на ознакомление со списком избирателей; выдающие избирателям избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.35

 

 

_____________________

35 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской  Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.190

Глава 3. Современные избирательные технологии

Избирательное право Российской Федерации находится  в стадии своего развития.

Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что 
“носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...”. “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы”.

В настоящее  время в Российской Федерации  осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой  является преобразование законодательной  базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

- обеспечение равенства прав избирателей - граждан Российской 
Федерации;

- достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;

- использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

- обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Разрабатывая стратегию совершенствования избирательного законодательства, важно иметь в виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений. 36

Избирательные технологии:

  • использование «административного ресурса», когда администратор, чиновник использует свою власть, ресурсы в интересах победы какой-то политической партии

2) технология «сетевого маркетинга», напоминающая схему, по которой работал печально известный в России «Гербалайф». Вот как описываются методы работы в некоем гипотетическом регионе по этой технологии: «В области с 1 000 000 избирателей создать сеть из 5000 агитаторов, которые должны привести на участки необходимое количество избирателей. Скажем, при 50% явки - это 35 000 голосов (7%). Один агитатор приводит еще шесть членов семьи или любых других людей. Каждый голос обойдется нам в 500 рублей с затратами на организационные расходы и таким образом составит всего примерно 700 000». Данная технология активно применялась в работе СПС, схема которой такова:

  • Нанимаются агитаторы для полноценной агитационной работы из расчета 1 агитатор на 200-300 избирателей.
  • Агитаторам ставится задача привести по 10-30 человек для устройства на работу, обязательно со своего участка. Составляется база данных мини-агитаторов.
  • С каждым принятым мини-агитатором заключается договор на возмездное (с избирательного счета) или безвозмездное (наличные, мимо избирательного счета) оказание услуг кандидату. Размер заработной платы мини-агитатора - от 50 до 100 рублей единовременно, 200 рублей после

_____________________

36 См.: Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,М., 1996.С.272

 

победы кандидата. Также в случае победы мини-агитатор получает дополнительный бонус за каждого  приведенного на участок человека, который отдал свой голос в  пользу нужного кандидата.

  • Мини-агитаторам выдается удостоверение сторонника кандидата. Их обязуют оказывать посильную помощь кандидату, оповещать о нем своих родственников и соседей, а также привлекать дополнительных мини-агитаторов из числа своих соседей и жильцов дома. В день голосования каждый мини-агитатор должен прийти на участок и проголосовать за «своего» кандидата, привести на участок еще одного человека, чтобы обеспечить дополнительный голос.
  • За день до голосования в штабе составляется план-график сбора мини-агитаторов на участках. То есть СПС как бы не покупает голоса избирателей, а предлагает им немножко поработать на своего кандидата, что не запрещено. В то же время тотальная скупка голосов - налицо. СПС получает свои 7%, а их «избиратели» - денежки. При этом СПС предполагает активней действовать в тех регионах, где он традиционно слаб

       3) технология «от двери к двери» СПС и "Яблоку", когда агитаторы поочередно с агитационными материалами проходят все дома, квартиры, комнаты в конкретном избирательном округе "занося материал на дом", или звонят по телефону с агитационными целями.

4) использование «компромата», когда на конкурирующую партию или кандидата составляются компроментирующие материалы. 

5) «переманивание, подкуп кандидатов». Например, из списка «Справедливой России» вышли такие заметные люди, как спикер Ставропольской краевой думы Андрей Уткин и легендарный хоккейный тренер Виктор Тихонов, конкурировавший в Саратовской области со своим не менее легендарным учеником, действующим депутатом Госдумы Владиславом Третьяком. Из ЛДПР к Справедливой России перешел А. Митрофанов и др. 

6) использование «судебных исков». Например, КПРФ помогла победа в суде над Справедливой Россией, пытавшимися запретить коммунистам использовать в агитации советские символы вроде плаката "Родина-мать зовет!", фотографий Юрия Гагарина и монумента "Рабочий и колхозница".

7) INTERNET - технологии, которые получают все большее распространение. Если раньше на Интернет приходилось всего 5-7% бюджета партий, то теперь, например, Справедливая Россия, по подсчетам экспертов, выкладывала в интернет до 15% фонда. Больше, чем на предыдущих выборах, смогли заработать call-центры, direct-mail-агентства (распространение спама), операторы мобильной связи (SMS-реклама) в связи с возрастанием спроса на альтернативные традиционным СМИ каналы воздействия на избирателя. В ходе предвыборной кампании сайты "Яблока", ЛДПР подверглись атаке неизвестных хакеров. 

8) воздействие на избирателя через детей. В садиках предъявляют картинку - отпечаток ладошки ребенка, нарисованный им цветочек... Красивая картинка, видно, что старался, для мамы делал. Но картинка сделана на специальной, для этого особо напечатанной открытке Единой России. Место и для ладошки там, и для цветочка, а еще слова, какая хорошая партия ЕР. Хотя российское законодательство запрещает прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. 

9) использование ярких «лозунгов». Например, звучный лозунг "Не комплексуй - голосуй!", сопровождаемый изображениями подростков на лыжах и скейтбордах, предложено адресовать молодежной аудитории.  

10) «вброс бюллетеней». Руководитель юридической службы КПРФ В. Соловьев заявил, что в пользу Единой России были отписаны примерно 10% голосов. Он привел следующие данные о фальсификациях на выборах: 100% голосов набрать просто невозможно хотя бы из-за того, что один из ста избирателей делает ошибку, а также по некоторым из приведенных участков с 100% за Единую Россию проживают как минимум 15 членов КПРФ, которые проголосовали за КПРФ. Соловьев добавил, что такая же ситуация наблюдалась не только в Карачаево-Черкесии, но и в Мордовии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и Татарстане. КПРФ были зафиксированы вбросы в Махачкале: «там «практически на всех избирательных участках от 100 до 300 бюллетеней было вброшено». Представитель КПРФ утверждал, что в Мордовии за Единую Россию на некоторых участках проголосовало 104% и 109% голосов. Наблюдатели заметили принуждение студентов к голосованию под угрозой не сдачи экзаменов, а также отказ от присутствия наблюдателей от КПРФ и отказ от предоставления протоколов.37

"Черный PR”, "спецтехнологии”, "грязные технологии”, "информационные войны”, "спецпропаганда” – эти понятия все чаще попадаются нам в средствах массовой информации, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным кампаниям. Что же стоит за этими понятиями? Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности мифу о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий, незаконные формы предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или одна из разрешенных форм агитации?

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ