Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.
Введение ......................................................................................3
1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .................................................................5
2. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .........................................................10
3. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ................................................13
4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 году ......20
Заключение .................................................................................27
Список использованной литературы ..................................................30
4. Деятельность
Уполномоченного по правам
человека в 2003 году
В Докладе о деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
в 2003 году отражено, что опросы общественного
мнения свидетельствуют о том, что подавляющее
большинство наших сограждан имеет весьма
нечеткое представление о своих правах
и тем более о формах и методах их защиты.
За годы деятельности Уполномоченным по правам
человека в Российской Феде-рации было
рассмотрено более 155 тысяч жалоб и обращений
граждан, поступивших из всех регионов
России, стран СНГ и Балтии и ряда стран
мира.
Годы 1998 с 22.05.98 1999 2000 2001 2002 2003 Всего
Количество жалоб и обращений 6978 22815 24985 30056
33455 36634 154923
Прирост за год в % . . 9,5 12 11,1 10,9 .
Для анализа ситуации взяты данные об обращениях и жалобах за 2001-2003 годы, когда институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже полностью сформировался. В этот период поступило почти 65 процентов всех обращений граждан к Уполномоченному. Они поступают практически из всех субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют сравнительные данные о распределении поступивших к Уполномоченному жалоб граждан по федеральным округам за 2000-2003 гг. (в процентах):
Федеральный округ
2000-2002 2003 В целом
Центральный ФО 31 32,7 32
Северо-Западный ФО 12,1 9 10,4
Южный ФО 13,6 14,6 13,8
Приволжский ФО 18,2 18,6 18,1
Уральский ФО 8,8 8,5 8,9
Сибирский ФО 11,5 11,6 11,7
Дальневосточный ФО 4,8 5 5
Распределение
заявителей по регионам очень неравномерное.
Это связано, прежде всего, с уровнем имеющейся
информации о существовании и возможностях
нового института внесудебной защиты
граждан, с уровнем восприятия населением
степени нарушения своих конституционных
прав, осознанием необходимости их правовой
защиты.
За последние три года (2001-2003) к Уполномоченному
поступало в расчете на субъект Российской
Федерации в среднем 375 обращений и жалоб
граждан за год. Распределение субъектов
Российской Федерации по численности поступающих
из них обращений и жалоб граждан приведено
в таблице.
Поступление жалоб
Количество субъектов Доля жалоб
в %
в %
до 150 40 45 11,9
151- 300 22 24,7 22,4
301 — 450 18 20,2 29
450 — 600 5 5,6 13
601 и более 4 4,5 23,7
Из 13 субъектов Федерации
количество поступающих жалоб превышало
средний показатель. Наибольшее количество
обращений (жалоб) поступило из: г. Москвы —
2275, Краснодарского края — 932, Московской
области — 878, Ростовской области — 762, Челябинской
области — 585, г. Санкт-Петербурга — 584, Свердловской
области — 555, Тверской области — 491, Ставропольского
края — 456.
Но если судить по более объективному показателю —
количеству обращений (жалоб) из регионов
относительно к численности населения
субъекта Федерации, то ситуация уже будет
другой.
В расчете на 100 тыс. населения Российской
Федерации среднее за три года количество
обращений и жалоб составило 13,8 за год. Распределение
субъектов Российской Федерации по численности
поступающих из них жалоб в расчете на 100 тысяч
населения приведено ниже.
Среднее количество
жалоб на 100 тыс. населения
Количество субъектов
в %
до 5,3 7 13,5
5,4 — 10,6 49 27
10,7 — 16 35 40,4
16,1 — 21,4 9 9
21,5 и более 10 10 10,1
Судя по этому
показателю, в 2003 году уже из 37 субъектов
Федерации количество обращений граждан
превышало средний показатель. Чаще обращались
за защитой своих нарушенных прав из следующих
субъектов Федерации: Республика Мордовия —
39,1 обращений, Тверская область — 31,2, Магаданская
область — 30,3, Республика Коми — 27,8, г. Москва —
26,6, Ямало-Ненецкий АО — 21,3, Владимирская
область — 19,8, Кировская область — 19,3, Тульская
область — 18,9.
В этих обращениях (жалобах) граждан отражен
весь спектр проблем современной жизни
российского общества, о чем свидетельствует
их распределение по видам прав по тематике
дел, принятых к производству (в % к общему
числу):
Виды прав человека
Доля жалоб в %
Гражданские 57,8
Политические 1,5
Экономические 16
Социальные 24,2
Культурные 0,5
Тематика дел Доля жалоб в %
Уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное право 48,7
Гражданское и жилищное право 23,8
Трудовое право 6,6
Права инвалидов, ветеранов труда, вопросы
пенсий и пособий 5,9
Права военнослужащих и членов их семей
5,1
Права беженцев и вынужденных переселенцев
4,0
Конституционное и административное право
3,7
Международное право 1,0
Религиозные вопросы и культурные права
0,6
Другие 0,5
Больше всего
к Уполномоченному поступило обращений
и жалоб с просьбой защитить гражданские
(личные права) граждан — 57,8 процентов.
Из них: о нарушениях права на жизнь, права
на неприкосновенность личности, свободу
от пыток, жестокого обращения, жалобы
на действия милиции — 1,8 процента; о нарушении
права на справедливое судебное разбирательство
и права на равную защиту закона — 74,6 процентов,
(из них, просьба о пересмотре приговоров,
определений и постановлений, вступивших
в силу — 65,5 процентов); о нарушениях прав
осужденных при исполнении наказания
в виде лишения свободы — 14,7 процентов;
обращения о нарушении права на гражданство,
права на свободу передвижения и выбора
места пребывания и жительства — 8,8 процентов.
Из обращений граждан, посвященных проблемам
защиты политических прав: более 36 процентов
заявителей сообщали о нарушении политических
прав народов на самоопределение (из них —
84 процента были по вопросам реабилитация
репрессированных и депортированных народов);
о нарушениях прав человека на участие
в управлении делами государства на федеральном
и муниципальном уровне, избирательных
прав — почти 19 процентов; о нарушении основных
политических свобод — права на свободу
мысли, слова и печати, совести, религии
и убеждений — 44 процента (из них — 23 процента
писем сообщают о нарушениях законодательства
о создании и порядке регистрации политических
партий, общественных объединений, религиозных
конфессий и культовых объектов).
Просьба о защите экономических прав граждан
содержится в 16 процентах всех обращений
и жалоб, поступивших к Уполномоченному.
Из них нарушениям права собственности
посвящено 12,3 процента; нарушениям законодательства
о предпринимательстве — 43 процента; нарушениям
прав трудящихся на труд, на справедливые
и благоприятные условия труда, права на равную
оплату за равный труд, на защиту от безработицы —
почти 45 процентов обращений (в этих жалобах
вопросы выполнения условий трудового
договора составляли почти 69 процентов,
об оплате труда — около 20, возмещение вреда
здоровью — 10, трудоустройство и защита
от безработицы — примерно 1,5 процента).
Проблемам защиты социальных прав человека
посвящены 24,2 процентов обращений и жалоб
из всех субъектов Российской Федерации
поступивших к Уполномоченному. Значительная
часть этих обращений — 52,5 процентов, посвящена
защите прав человека на достойные условия
жизни, достаточный уровень жизни (из них
по проблемам жилья — 77,6 процентов). Проблемам
нарушений пенсионного законодательства
посвящено — почти 32 процента обращений.
Правам, обеспечивающим охрану и возможности
восстановления здоровья, праву на здоровую
окружающую среду посвящено более 6 процентов
обращений. Правам лиц, нуждающихся в особой
социальной защите — материнства и детстве,
прав ребенка, инвалидов и умственно отсталых
лиц, беженцев посвящено почти 10 процентов
обращений.
Из обращений в защиту нарушенных культурных
прав человека более 60 процентов было посвящено
защите права на образование; о защите прав
на участие в культурной жизни, об охране
памятников истории и культуры, культурно-просветительских
учреждений, прав этнических меньшинств,
авторских прав — обратились около 40 процента
заявителей.
Заключение
Институт Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
является важным гарантом права и демократических
начал в обществе.
Действенность и результативность работы
по восстановлению нарушенных прав и предотвращение
возможностей их нарушения весьма важна
для эффективной отдачи государственного
правозащитного института, его становления
как органа, в который люди верят и куда
хотят обращаться. Необходимо сказать
решительное «нет» практике бюрократических
отписок, к которым граждане так приучились
при обращении в государственные инстанции;
из ответа на любой, казалось бы, незначительный,
вопрос человек должен делать вывод о реальном
участии в его судьбе, готовности оказать
помощь.
Для этого требуется прежде всего квалифицированный
и профессионально подготовленный состав
сотрудников аппарата, ставящих во главу
угла внимание и чуткость к людям, сопереживание
их проблемам. В рамках расследования по жалобе
нужно проведение квалифицированной юридической
экспертизы по существу дела, запрос необходимых
документов как у обратившегося гражданина,
так и у организаций и учреждений и т.п. Необходимо
устанавливать эффективную обратную взаимосвязь
с лицом, обратившимся в аппарат Федерального
Уполномоченного, своевременно информировать
его о ходе расследования, сообщать о запросах,
направленных по жалобе органам и должностным
лицам, результатах и принятых решениях.
С точки зрения действенности работы по восстановлению
прав граждан необходима быстрая и адекватная
реакция государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных
лиц на обращения и запросы Уполномоченного.
Нередки, к сожалению, случаи, когда на наши
письма следуют формальные ответы-отписки,
и федеральному Уполномоченному приходится
обращаться в более высокие инстанции
для того, чтобы добиться принятия решений
по существу жалобы. Имеются и случаи, когда
некоторые должностные лица попросту
не дают ответа. Такая практика ведет к затягиванию
рассмотрения жалобы, затрудняет принятие
Уполномоченным мер по восстановлению
прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный твердо обязан требовать
от всех должностных лиц, какое бы карьерное
положение они бы ни занимали, уважительного
отношения к своим заключениям, обращениям
и другим документам, поскольку преследует
при этом главную задачу, поставленную
Федеральным конституционным законом —
обеспечивать государственную защиту
прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение.
В необходимых случаях целесообразно более
широкое освещение нетерпимых противоправных
действий соответствующих должностных
лиц в средствах массовой информации, в том
числе с использованием возможностей неправительственных
правозащитных организаций. Государственные
и муниципальные служащие, нарушающие
права человека, должны привлекаться к дисциплинарной
и судебной ответственности.
Важное место в деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
занимают обобщение и анализ реальной
ситуации с правами человека в стране на основе
поступающих жалоб, сообщений средств
массовой информации, не-правительственных
правозащитных организаций, и выдвижение
конкретных предложений и инициатив, направленных
на развитие демократических институтов
в России, совершенствование российского
законодательства в сфере прав человека
и приведение его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного права,
на урегулирование кризисных ситуаций,
преодоление гуманитарных последствий
террористических актов, экологических
и техногенных бедствий.
Ежегодные и специальные доклады Федерального
Уполномоченного, имеющие целью подробное
информирование органов государственной
власти и общественности о положении дел
с соблюдением прав и свобод граждан в Российской
Федерации, должны стать настольной книгой
каждого, в том числе высокопоставленного
чиновника. При этом рекомендации, высказываемые
в этих докладах, необходимо внедрять в практику.
Уполномоченный не намерен ограничиваться
констатацией нелицеприятных фактов в тех
или иных областях, где нарушаются права
человека. Приоритетная задача — налаживание
системы прочного взаимодействия по вопросам,
входящим в компетенцию Федерального Уполномоченного,
с органами государственной власти, местного
самоуправления и официальными лицами.
Ежегодные доклады Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации должны
стать предметом рассмотрения Правительства
Российской Федерации для принятия конкретных
мер по улучшению положения с правами человека
в стране. Специальные доклады следует
рассматривать на заседаниях коллегий
министерств, проблемы которых анализируются
в соответствующих докладах.
Перед российским обществам стоят ответственные
задачи по продолжению курса реформ, повышению
стандарта жизни населения. Их выполнение
позволит России занять достойное место
в мире. Последовательная защита прав граждан
будет способствовать снижению и предупреждению
социальной напряженности в обществе,
что окажет непосредственное содействие
решению сложных текущих и перспективных
проблем страны в целом.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской
Федерации. Принята Всенародным голосованием
12 декабря 1993 года. М., 1994.
2. Заключение N 193 по заявке России на вступление
в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.)
// Российская газета. 1996. 29 января.
3. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля
1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» // Российская
газета. 1997. 4 марта.
4. Декларация прав и свобод человека и гражданина
от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости СНД
РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
5. Доклад о деятельности уполномоченного
по правам человека в российской федерации
в 2003 году. М., 2004.
6. Андреев В. Н. Институт омбудсмена в правовых
системах зарубежных стран. СПб., 1999.
7. Комментарий к Конституции Российской
Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996.
8. Официальный сайт Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации http://ombudsman.gov.ru
Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации