Конституционное судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи конституционного судопроизводства, стадии и их законодательное регулирование. Составление обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Судебное разбирательство и его основные этапы.

Вложенные файлы: 1 файл

20 октября горшенева.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Семинар 4

Вопрос 1

Выступая в  качестве судебного органа, Конституционный  Суд осуществляет судебную власть посредством  конституционного судопроизводства, что  предполагает только коллегиальное  рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительным изменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря Конституционному Суду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции [3].

Данные черты  характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством.

1.2. Функции Конституционного  Суда РФ 

. для осуществления  функций конституционного надзора, Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль как орган самостоятельной судебной власти.

Конституционный Суд не является единственным органом  конституционного контроля - подобную деятельность осуществляет Президент  Российской Федерации, Правительство, Федеральное Собрание, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако только Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля. 

Цели  и задачи конституционного судопроизводства определены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч. 2 и 3 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В этих нормах закреплен  принцип связанности Конституционного Суда компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.

Таким образом, подведомственность дел Конституционному Суду определяется не только путем установления в ст. 125 Конституции РФ перечня подлежащих проверке нормативных актов и круга надлежащих субъектов обращения, но и путем выделения специфических юридических коллизий.

Особенностью  конституционного судопроизводства является достаточно высокая степень судебной дискреции (усмотрения) в отборе дел, подлежащих рассмотрению. Очень важна  с этой точки зрения интерпретация  норм Конституции РФ и Закона о  Конституционном Суде РФ, касающихся допустимости обращения.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд допустима, если закон был применен любым  уполномоченным органом (такими правоприменительными актами могут быть приказы об увольнении работника, об отказе в регистрации  по месту жительства, об увольнении с военной службы и т.д.).

В качестве надлежащего  субъекта обращения в Конституционный  Суд, выступающего с инициативой  по возбуждению конституционного судопроизводства, в отличие от гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, могут быть не любые органы государственной власти, а только те, которые названы в Конституции РФ. Началом конституционного судопроизводства является решение о принятии обращения к рассмотрению. Возбуждение конституционного судопроизводства является исключительной компетенцией пленарного заседания Конституционного Суда, в котором участвуют все 19 судей (ст. 42 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). 

2 вопрос

ПОЛНОМОЧИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

Полномочия  Конституционного суда Российской Федерации 
Конституционный суд Российской Федерации: 
 
1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, 
 
2.Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти 
 
3.По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле 
 
4.По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ 
 
5.По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ 
 
6.Выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения 
 
7.Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).
 
 
 

Перечень  полномочий Конституционного Суда, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее, не является исчерпывающим.

Статья 12 ФКЗ "О  референдуме Российской Федерации" предусматривает дополнительное полномочие Конституционного Суда России - проверять  по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ. В п. 7 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что Конституционный Суд "осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля".

В ч. 4 ст. 125 Конституции  РФ установлено, что Конституционный  Суд Российской Федерации по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ предусмотрено, что порядок деятельности Конституционного Суда устанавливается федеральным конституционным законом, может возникнуть вопрос, а не следует ли понимать слова из ч. 4 ст. 125 "в порядке, установленном федеральным законом" как означающие необходимость принятия специального федерального закона о порядке реализации полномочия суда рассматривать конституционные жалобы граждан и запросы судов? Полагаем, что в таком законе необходимости нет, поскольку необходимые процессуальные нормы содержатся в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и в процессуальном законодательстве Российской Федерации. Так, в ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражные суды должны приостанавливать производство по делу в случае невозможности его рассмотрения до принятия решения по вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного судопроизводства.

Полномочия Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ обращаться с запросами в порядке, установленном в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, конкретизированы в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах в Российской Федерации [7].

Части 2 - 5, 7 ст. 125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах:

1) процедура  разрешения дел о соответствии  федеральной Конституции нормативных  актов государственных органов,  договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) процедура  проверки конституционности закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов;

3) процедура  разрешения споров о компетенции; 

4) процедура  официального толкования Конституции  Российской Федерации;

5) процедура  дачи заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской  Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ. Такое право появляется у них сразу после промульгации (официального обнародования) закона, вступления в силу иного нормативного акта, вне связи с конкретными делами. В этой процедуре возможно рассмотрение дел и до того, как сложится определенная правоприменительная практика. Именно поэтому она называется процедурой абстрактного нормоконтроля.

По жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле. Поэтому данная процедура  именуется процедурой конкретного нормоконтроля.

В процедуре  разрешения споров о компетенции  ходатайствующий орган государственной  власти оспаривает издание акта или  совершение действия правового характера  другим органом или невыполнение последним своей компетенции. При этом заявитель преследует свой правовой интерес, обусловленный ущемлением его компетенции.

Во всех вышеназванных  судебных процедурах при оценке конституционности  актов, правовых действий, при выработке  своих решений Конституционный  Суд толкует Конституцию. Такое толкование не является абстрактным и универсальным, оно привязано к ситуации, когда при проверке конституционности акта для обоснования решения интерпретируется норма Конституции. Подобное толкование считается казуальным (от латинского слова casus - дело, случай) [8].

Однако существует и особая судебная процедура, в рамках которой Конституционный Суд  осуществляет официальное и общеобязательное разъяснение норм Конституции. Такое  толкование называется абстрактным.

В рамках судебной процедуры дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации Конституционный Суд, в отличие от иных процедур, исследует фактические обстоятельства.

Благодаря же судебной процедуре, предусмотренной ч. 4 ст. 125 Конституции, Конституционный Суд может рассматривать вопросы о соответствии Конституции России любых законов субъектов Российской Федерации, в том числе и принятых в сфере их исключительного ведения.

Процедура рассмотрения споров о компетенции в определенной мере дополняет процедуру абстрактного нормоконтроля, поскольку позволяет вовлечь в орбиту судебного конституционного контроля не только нормативные акты, но и ненормативные акты, а также действия правового характера [9].

Применяя ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд сформулировал правила субсидиарного использования судебных процедур. Так, в Определении от 7 декабря 1995 г. N 80-О установлено, что в случае, если поступивший в Конституционный Суд запрос о толковании тех или иных положений Конституции Российской Федерации по существу и фактически влечет проверку конституционности какого-либо принятого закона, в то время как конституционность этого закона по его форме и содержанию не оспаривается, такой запрос не считается допустимым. 

Информация о работе Конституционное судопроизводство