Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:41, контрольная работа
в данной контрольной работы рассмотрены вопросы - что такое Конституция РФ и ее развитие. Дано определение избирательной системы и избирательного права в РФ, рассмотрены основные принципы. Богатый список литературы. В работе - Ссылки на авторов!!!
Конституция Российской Федерации и её развитие …………….. ………………… 3
Понятие и принципы избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации …………… 8
Список используемой литературы …………………………………………………… 13
На основе всего вышесказанного и с учетом структуры Конституции РФ можно в заключение сделать вывод о том, что Конституция РФ представляет собой нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, выражающий волю многонационального народа РФ и закрепляющий в их интересах основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления Российской Федерации.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определений терминов «избирательное право» и «избирательная система». Нет единого мнения по вопросу содержания данных категорий и среди ученых конституционно-правовой науки. И если в определении понятия «избирательное право» исследователи практически единодушны, то по вопросу о содержании понятия «избирательная система» среди ученых ведутся острые дискуссии.
Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие избирательного права, как правило, рассматривается с точки зрения объективного и субъективного смыслов. Избирательное право в объективном смысле, как отмечает большинство исследователей, представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Оно включает в себя, прежде всего, активное избирательное право - право избирать и пассивное - право быть избранным. Вместе с тем субъективные избирательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательным правам, они значительно шире. К числу субъективных избирательных прав граждан в РФ относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты; право агитации как "за", так и "против" конкретных кандидатов; право участвовать в финансировании выборов; право быть наблюдателем, членом избирательной комиссии и т.д.
К определению места избирательного права в системе права авторы подходят с различных точек зрения. О.Е. Кутафин4, М.В. Баглай5 считают избирательное право правовым институтом конституционного права России. А.Е. Постников6 - подотраслью конституционного права Российской Федерации. Есть и такие авторы, которые, по словам С.А. Трыкановой, уже ставят вопрос о самостоятельности избирательного права как отрасли права, например В.И. Лысенко, Н.В. Хатченкова7.
Что же касается
определения термина «
1. В шестидесятые
годы XX столетия в отечественной
научной литературе шла
2. В последнее
десятилетие в юридической
3. По словам уже упомянутого П.В. Нудненко в 1963 г. Б.А. Страшун впервые определил избирательную систему как совокупность общественных отношений, возникающих, прежде всего, в связи с комплектованием выборных государственных органов. Данная концепция была воспринята и развита в трудах многих авторов. Признаком, объединяющим определения, данные авторами, является понимание избирательной системы как совокупности общественных отношений. Различия же касаются определения круга отношений, регулируемых нормами избирательного права. На основе проведенного анализа взглядов различных ученых в рамках данного направления можно сформулировать следующее определение избирательной системы: избирательная система – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Такое определение избирательной системы позволит разграничить две самостоятельные конституционно-правовые категории: "избирательное право" и "избирательная система" и определить их соотношение, которое заключается в том, что избирательная система является предметом регулирования избирательного права в объективном смысле.
Говоря о понятии избирательной системы, следует отметить, что ряд современных авторов рассматривают термин "избирательная система" в двух значениях. В широком смысле под избирательной системой понимается комплекс общественных отношений, связанных с проведением выборов. В узком смысле это установленный законом способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на пропорциональную, мажоритарную и смешанную.
Базой избирательной системы и избирательного права Российской Федерации выступают, конечно же, принципы – основные положения, определяющие требования и условия признания избирательного процесса легитимным. Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, как это было в предшествующих (советских) конституциях, закрепляющей принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избирательная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции (ст. 3, 32, 60, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также п. 3, 5, 7, 8 второго раздела Конституции содержат в себе конституционные основы современной российской избирательной системы. Однако, принципами избирательной системы, а следовательно, и избирательного права, выступают основы, закрепленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – ФЗ № 67)10. Принципы избирательного права и избирательной системы вытекают из содержания ст. 3 упомянутого Закона и конкретизируются в других его статьях:
В России активное избирательное право, право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а также право голосовать на референдуме предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации, однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти - 30 лет. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти. Ограничение пассивного избирательного права выражается и в том, что, например, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти.
Следует отметить, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако существуют общие для активного и пассивного избирательного права изъятия из данного положения. Так, например, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 2009 – № 7.