Конституция РФ и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

в данной контрольной работы рассмотрены вопросы - что такое Конституция РФ и ее развитие. Дано определение избирательной системы и избирательного права в РФ, рассмотрены основные принципы. Богатый список литературы. В работе - Ссылки на авторов!!!

Содержание

Конституция Российской Федерации и её развитие …………….. ………………… 3
Понятие и принципы избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации …………… 8
Список используемой литературы …………………………………………………… 13

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_конституционное право - 1.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

На основе всего вышесказанного и с учетом структуры Конституции РФ можно в заключение сделать вывод о том, что Конституция РФ представляет собой нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, выражающий волю многонационального народа РФ и закрепляющий в их интересах основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления Российской Федерации.

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определений терминов «избирательное право» и «избирательная система». Нет единого мнения по вопросу содержания данных категорий и среди ученых конституционно-правовой науки. И если в определении понятия «избирательное право» исследователи практически единодушны, то по вопросу о содержании понятия «избирательная система» среди ученых ведутся острые дискуссии.

Анализ юридической  литературы позволяет сделать вывод  о том, что понятие избирательного права, как правило, рассматривается с точки зрения объективного и субъективного смыслов. Избирательное право в объективном смысле, как отмечает большинство исследователей, представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Оно включает в себя, прежде всего, активное избирательное право - право избирать и пассивное - право быть избранным. Вместе с тем субъективные избирательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательным правам, они значительно шире. К числу субъективных избирательных прав граждан в РФ относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты; право агитации как "за", так и "против" конкретных кандидатов; право участвовать в финансировании выборов; право быть наблюдателем, членом избирательной комиссии и т.д.

К определению  места избирательного права в  системе права авторы подходят с  различных точек зрения. О.Е. Кутафин4, М.В. Баглай5 считают избирательное право правовым институтом конституционного права России. А.Е. Постников6 - подотраслью конституционного права Российской Федерации. Есть и такие авторы, которые, по словам С.А. Трыкановой, уже ставят вопрос о самостоятельности избирательного права как отрасли права, например В.И. Лысенко, Н.В. Хатченкова7.

Что же касается определения термина «избирательная система», то здесь сложно дать однозначный  ответ ввиду многообразия точек  зрения на этот вопрос со стороны различных ученых. Поэтому целесообразно выделить основные направления в определении понятия "избирательная система":

1. В шестидесятые  годы XX столетия в отечественной  научной литературе шла активная  полемика о содержании этого  понятия. Как отмечает П.В. Нудненко, «избирательную систему определяли как совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные органы государственной власти»8. Данное представление об избирательной системе в современный период развивает в своих работах М.В. Баглай. Однако такое понимание избирательной системы смешивает ее с понятием избирательного права и затрудняет проблему определения соотношения понятий "избирательное право" и "избирательная система". Возникает вопрос о целесообразности выделения двух научных категорий для определения одного и того же явления. Поэтому в юридической литературе наблюдается стремление разграничить содержание названных научных терминов.

2. В последнее  десятилетие в юридической литературе  можно выявить ряд определений,  по сути, отождествляющих понятия  избирательной системы и избирательного процесса. Так, например, А.Н. Кокотов полагает, что избирательная система - это совокупность организационно-правовых мероприятий, охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками9, что, по сути, составляет сущность избирательного процесса. Данный подход также вызывает сомнения, поскольку основывается на смешении двух разных понятий.

3. По словам уже упомянутого П.В. Нудненко в 1963 г. Б.А. Страшун впервые определил избирательную систему как совокупность общественных отношений, возникающих, прежде всего, в связи с комплектованием выборных государственных органов. Данная концепция была воспринята и развита в трудах многих авторов. Признаком, объединяющим определения, данные авторами, является понимание избирательной системы как совокупности общественных отношений. Различия же касаются определения круга отношений, регулируемых нормами избирательного права. На основе проведенного анализа взглядов различных ученых в рамках данного направления можно сформулировать следующее определение избирательной системы: избирательная система – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Такое определение избирательной системы позволит разграничить две самостоятельные конституционно-правовые категории: "избирательное право" и "избирательная система" и определить их соотношение, которое заключается в том, что избирательная система является предметом регулирования избирательного права в объективном смысле.

Говоря о  понятии избирательной системы, следует отметить, что ряд современных авторов рассматривают термин "избирательная система" в двух значениях. В широком смысле под избирательной системой понимается комплекс общественных отношений, связанных с проведением выборов. В узком смысле это установленный законом способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на пропорциональную, мажоритарную и смешанную.

Базой избирательной  системы и избирательного права Российской Федерации выступают, конечно же, принципы – основные положения, определяющие требования и условия признания избирательного процесса легитимным. Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, как это было в предшествующих (советских) конституциях, закрепляющей принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избирательная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции (ст. 3, 32, 60, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также п. 3, 5, 7, 8 второго раздела Конституции содержат в себе конституционные основы современной российской избирательной системы. Однако, принципами избирательной системы, а следовательно, и избирательного права, выступают основы, закрепленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – ФЗ № 67)10. Принципы избирательного права и избирательной системы вытекают из содержания ст. 3 упомянутого Закона и конкретизируются в других его статьях:

  1. Принцип всеобщего избирательного права (ч. 1, 2 ст. 3, ст. 4 ФЗ № 67) проявляется в том, что все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право реализовывать свои избирательные права. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В России активное избирательное право, право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а также право голосовать на референдуме предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации, однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно  основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти - 30 лет. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти. Ограничение пассивного избирательного права выражается и в том, что, например, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти.

Следует отметить, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако существуют общие для активного и пассивного избирательного права изъятия из данного положения. Так, например, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

  1. Принцип равного избирательного права (ч. 1, 2 ст. 3, 5 ФЗ № 67) означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Наличие у каждого избирателя только одного голоса обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.
  2. Принцип прямого избирательного права (ч. 1, 2 ст. 3, 6 ФЗ № 67) означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное  право отличается от непрямого, которое  может быть двух видов - косвенным  и многостепенным. При косвенном  избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или  каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

  1. Принцип тайного голосования (ч. 1, 2 ст. 3, 7 ФЗ № 67) предполагает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Для этого избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
  2. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них (ч. 3 ст. 3 ФЗ № 67) запрещает воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 2009 – № 7.

  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. – № 247.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа // Российская газета. – 2007. – № 162.
  3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // Российская газета. – 2008. – № 264.
  4. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Российская газета. – 1998. – № 46.
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. – 2002. – № 106.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2003 № 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 30. – ст. 3051.

Информация о работе Конституция РФ и ее развитие