Контрольная ТГУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте понятие иска в процессуальном праве. Проведите материально–правовую и процессуально–правовую классификацию исков. В чём заключается практическое значение указанных классификаций?
2. Обоснуйте возможность участия органов государственной власти, местного самоуправления в процессе в защиту прав других лиц.
Проведите сравнительный анализ институтов участия в гражданском процессе органов государственной власти, местного самоуправления и прокурора.
3. В судебном заседании адвокат — представитель истца постоянно прерывал выступления ответчика репликами «это не относится к делу» или «я протестую», на замечания судьи не реагировал.
Какие меры ответственности и в каком порядке суд может применить в такой ситуации?В каком случае и в каком порядке к нарушителям порядка в судебном заседании могут применяться меры уголовной ответственности? Чем они будут отличаться от мер гражданской процессуальной ответственности?
4. Сидоровы состояли в браке и имели сына. После расторжения брака ребенок остался жить с матерью. Через год Сидоров обратился в суд с иском о передаче ему сына, поскольку мать не работает и сыном не занимается, ребенок постоянно находится дома один. Суд лишил Сидорову родительских прав и передал сына отцу.
Правомерно ли поступил суд? Распределите между сторонами обязанности по доказыванию. Какие средства доказывания могут использовать стороны в приведенном примере?

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Второй формой участия в гражданском  процессе государственных органов  и органов местного самоуправления является вступление в дело для дачи заключения.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 47 ГПК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным  законом, и в иных необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления по своей инициативе (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ).

Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления участвуют  в процессе для дачи заключения по делу по своей инициативе, по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда.

Вступить в процесс для дачи заключения по делу государственные  органы и органы местного самоуправления могут до принятия судом первой инстанции  решения.

В настоящее время Семейный кодекс РФ содержит достаточно большое количество норм, регулирующих участие органов опеки и попечительства в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений. Так, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ2, далее СК РФ).

Семейный кодекс РФ предусматривает необходимость участия органов опеки и попечительства также по делам: о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста (п. 2 ст. 28); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66); о лишении родительских прав или восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72); об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73), об усыновлении или отмене усыновления (п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 140).

Обязательность участия органов  опеки и попечительства предусматривается также нормами ГПК РФ, регулирующими порядок рассмотрения дел особого производства: об усыновлении (ст. 273), об ограничении дееспособности граждан или признании гражданина недееспособным (ч. 1 ст. 284), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288).

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей (его территориальные  органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение. Так, согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Заключение государственных органов  и органов местного самоуправления дается в письменном виде, оглашается в судебном заседании. Суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы несогласий суда с выводами, содержащимися в заключении.

Прежде всего участие  прокурора в гражданском процессе выражается в проявлении инициативы в возбуждении гражданского дела. Выявив нарушения законности, прокурор обращается к суду с просьбой об их устранении, восстановлении нарушенных прав и интересов, привлечении виновных лиц к ответственности. Прокурор имеет право обратится в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов жругих лиц, или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, или прав и охраняемых законом интересов граждан.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут  также обратится в суд с  заявлением в защиту прав и охраняемых интересов других лиц.

Отказ прокурора либо государственных и муниципальных  органов по заявлению в защите третьих лиц, не лишает это лицо требовать рассмотрения дела по существу.

Органы государственного управления в предусмотренных случаях (как и прокурор) могут быть привлечены судом к участию в процессе, или вступить в процесс по своей инициативе.

Прокурор, как и Государственные  органы и органы местного самоуправления могут знакомиться с материалами  дела, заявлять отводы, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и совершать другие не противоречащие законодательству действия

Прокурор вправе участвовать  в рассмотрении и разрешении судом  указанных в законе категорий  дел и давать заключение, как по отдельным вопросам, так и по делу в целом в целях именно обеспечения  законности.

Государственные органы и  органы местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

 

 

 

 

Задача № 1.

В судебном заседании  адвокат — представитель истца постоянно прерывал выступления ответчика репликами «это не относится к делу» или «я протестую», на замечания судьи не реагировал.

Какие меры ответственности  и в каком порядке суд может  применить в такой ситуации?В  каком случае и в каком порядке  к нарушителям порядка в судебном заседании могут применяться меры уголовной ответственности? Чем они будут отличаться от мер гражданской процессуальной ответственности? 

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ3, а также в соответствии со ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять обязанности, отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами; соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката.

В соответствии со п. 1ст.159 ГПК РФ лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение, в нашем случае так и произошло, в отношении адвоката, но это не повлекло изменения поведения адвоката. В соответствии с п. 2 и п. 3 вышеуказанной статьи Судья имел право, так как адвокат истца не реагировал на его предупреждения, мог быть удален из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его, либо на него мог судом мог быть наложен штраф.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную данным законом. А следовательно, данный адвокат, при вынесении частного определения судьи в адрес адвокатской палаты, привлечен а дисциплинарной ответственности.

В общем, надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, могут быть ограничены судом во времени.

Так как возбуждение в отношении нарушителя уголовного дела, если в его действиях содержатся признаки преступления (например, совершено дерзкое хулиганство), является прерогативой органов дознания или предварительного следствия, поэтому судья, если в действиях лич, нарушающих порядок судебного заседания, увидит признаки преступления, он в данной ситуации в соответствии с п. 4 ст. 159 ГПК РФ лишь направляет соответствующие материалы (выписку из протокола судебного заседания, список очевидцев правонарушения и т.п.) в орган дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела.

В соответствии со ст. 258 Уголовно-процессуального кодекса от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ4 (далее УПК РФ) под нарушением порядка в судебном заседании понимается совершение таких действий, которые представляют собой несоблюдение регламента судебного заседания, предусмотренного ст. 257 УПК РФ, препятствуют или мешают нормальному ходу судебного разбирательства, свидетельствуют о неуважении к суду, нарушают распоряжения председательствующего по делу или судебного пристава, направленные на обеспечение нормального хода процесса. 
Меры, предусмотренные ст. 258 УПК РФ, могут быть применены к любому лицу, каким бы то ни было образом или способом нарушающему порядок в судебном заседании, при этом мерами воздействия будут являться в данном случае - предупреждение о недопустимости такого поведения, удаление из зала судебного заседания, наложение денежного взыскания. 
Помимо применения мер процессуального воздействия за нарушение порядка в судебном заседании судья может привлечь нарушителя, неисполняющего законное распоряжение судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, к административной ответственности.

Подсудимый, нарушающий порядок в судебном заседании и оставляющий без внимания предупреждения председательствующего по делу, может быть по решению судьи, изложенному в мотивированном постановлении, удален из зала заседания на время проведения отдельных судебных действий или на все время судебного заседания. Если подсудимый возвращается в зал судебного заседания, председательствующий обязан кратко ознакомить его с проведенными в его отсутствие судебными действиями.

Денежные взыскания  в случаях умышленного неисполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей, нарушения ими порядка судебного заседания, а также привлечение к административной ответственности производятся судьей.

Распоряжения председательствующего, предупреждения нарушителям порядка судебного заседания, вынесенные в связи с этим определения суда и постановления судьи заносятся в протокол судебного заседания. 

Задача №2.

Сидоровы состояли в браке и имели сына. После  расторжения брака ребенок остался  жить с матерью. Через год Сидоров  обратился в суд с иском  о передаче ему сына, поскольку мать не работает и сыном не занимается, ребенок постоянно находится дома один. Суд лишил Сидорову родительских прав и передал сына отцу. 

Правомерно  ли поступил суд? Распределите между сторонами обязанности по доказыванию. Какие средства доказывания могут использовать стороны в приведенном примере?

 

Родительские права  не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение  интересов детей должно быть предметом  основной заботы их родителей. При осуществлении  родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав. Основанием для лишения родительских прав является состав семейного правонарушения, предусмотренный статьей 69 Семейного кодекса РФ. Объективную сторону этого правонарушения составляет совершение родителями противоправного действия или бездействия. Перечень таких деяний сформулирован в статье 69 СК как исчерпывающий.

«Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что  они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при  злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами:

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Одним из оснований лишения  родительских прав является уклонение  от выполнения обязанностей родителя. Хотя в законе дается лишь общий  перечень родительских обязанностей, каждая из его составляющих образует одну из наиболее существенных предпосылок формирования разносторонней, полноценной личности в семье. Прежде всего, закон говорит об обязанности родителей по воспитанию своих детей, из чего вытекает обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Информация о работе Контрольная ТГУ