Контрольная работа по исполнительному производству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Правовое положение данных субъектов исполнительных правоотношений обладает известной спецификой, заключающейся в первую очередь в том, что они наделены специальными полномочиями по осуществлению отдельных действий в случаях, когда последние неразрывно связаны с их деятельностью.

Содержание

Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
Стадия осуществления принудительного исполнения
Актуальные проблемы обращения взыскания на денежные средства должников-граждан на счетах в банках

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.47 Кб (Скачать файл)

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Отдельно установлено, что  исполнительный документ, поступивший  для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, возвращается без исполнения направившему его лицу.

Следовательно, банки и  иные кредитные организации вправе исполнять требования судебных актов и актов иных органов.

К лицам, исполняющим требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, относятся также налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Согласно статье 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога с организаций производится по общему правилу в бесспорном порядке. Так, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Если решение о взыскании принято после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Исполнительное производство

66 Инкассовое поручение  (распоряжение) на перечисление налога  в соответствующий бюджет и  (или) внебюджетный фонд направляется  в банк, где открыты счета налогоплательщика,  плательщика сборов или налогового  агента, и подлежит безусловному  исполнению банком в очередности,  установленной гражданским законодательством  Российской Федерации. Рассматриваемый  расчетный документ должен содержать  указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Отметим, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога за счет имущества  налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

Взыскание же налога с физического лица производится в судебном порядке. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

Данное исковое заявление  может быть подано в соответствующий  суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Законом об исполнительном производстве предусмотрена также  возможность осуществления действий по исполнению судебного акта, акта другого органа или должностного лица объектами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи (ст. 9).

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может  быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются реквизиты  банковско

Глава 3. Субъекты исполнительного  права 

го счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства; фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

Если заявление подается не самим взыскателем, то представитель  взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия, и  сведения о взыскателе.

Кроме банков, иных кредитных организаций и лиц, выплачивающих периодические платежи, к данной группе субъектов возможно, в частности, отнести:

финансовые органы, и в частности Управление федерального казначейства, которое участвует в исполнении решений о взыскании с государства как с должника;

органы записи актов гражданского состояния, когда исполняются решения, требующие регистрации в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Подобная регистрация, к примеру, необходима при установлении отцовства либо признании актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решения суда о расторжении брака и др.;

органы опеки и попечительства, функции которых в настоящее время выполняют органы местного самоуправления, участвующие в исполнении судебных решений о признании граждан недееспособными, ограниченно дееспособными и др.;

регистрирующие органы, в том числе Федеральная регистрационная служба, осуществляющая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности (подлежит упразднению с 1 октября 2008 г. с передачей ее функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом; см п. 18 Указа Президента России от 12 мая 2008 г. № 724).

ВТОРОЙ ВОПРОС

. Стадия осуществления  принудительного исполнения

Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество  и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник. 
В качестве мер принудительного исполнения согласно ст.45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрены: 
обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; 
обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 
обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; 
изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; 
иные меры, предпринимаемые в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа. 
Отдельные исполнительные процедуры различаются в зависимости от того, на что конкретно обращается взыскание: недвижимое или движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства; необходимость совершения должником определенных действий в пользу взыскателя либо воздержания от них; кто является обязанным субъектом по исполнительному документу - гражданин, коммерческая либо некоммерческая организация, орган государственной власти, местного самоуправления. Дифференциация исполнительных действий также определяется правовым статусом имущества, например находится ли оно под залогом и т.д. 
В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения (не более 5 дней), судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Следует иметь в виду, что указанный сбор взыскивается сверх суммы долга и поэтому при недостаточности имущества должника для погашения задолженности перед всеми взыскателями уменьшает возможности взыскателей, особенно последних очередей, на получение присужденного. 
Имеются и другие санкции в исполнительном производстве, например за утрату исполнительного листа (ст.331 АПК), за неисполнение судебного акта банком или иной кредитной организацией и другими лицами (ст.332 АПК). 
Кроме того, в случае несвоевременного осуществления исполнительных действий по исполнительному листу организацией взыскатель вправе предъявить к организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины. Например, если по вине банка не было произведено взыскание со счета должника, к примеру вследствие утраты работниками банка исполнительного листа и инкассового поручения, хотя в тот момент денежные средства на счете должника имелись, то взыскатель вправе предъявить иск о взыскании суммы задолженности с банка. 
Данные о счетах должника-организации могут быть получены в налоговых органах, которым и сами организации, и банки обязаны сообщать о всех открываемых счетах. 
При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности, установленной ст.78 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Таким образом, если требование относится к взысканиям третьей очереди, то до полного удовлетворения требований предыдущих (первой и второй очереди) взыскатель третьей очереди ничего не получит. 
При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. 
Например, сумма, имеющаяся в наличии у должника, составляет 10 млн. руб., а требования одной очереди, допустим о взыскании ущерба в пользу инвесторов, предъявили четыре взыскателя - по 5 млн.руб. каждый. В этом случае их требования будут удовлетворены пропорционально, каждый из них получит по 2,5 млн.руб. из имеющихся в наличии средств у должника. 
Очередность взысканий состоит в следующем. 
В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов; возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца. 
Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудом в этих организациях; требования об оплате оказанной адвокатами юридической помощи, выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства. 
В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ. 
В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью. 
В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов. 
Вместе с тем сохраняется особая очередность согласно ст.64, 65 ГК при исполнении судебных актов о ликвидации юридического лица, а также при признании его несостоятельным (банкротом). 
Следует иметь в виду и другие особенности исполнительных действий при возбуждении дела о банкротстве, а также при ликвидации организации-должника. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращается взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу (п.4 ст.60 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В таком случае удовлетворение требований кредиторов должника, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом), осуществляется в соответствии со ст.64 и 65 ГК и законодательством Российской Федерации о несостоятельности. 
Схожий порядок установлен в случае ликвидации должника-организации. На основании п.2 ст.61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в таком случае исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения. О направлении исполнительного документа ликвидационной комиссии (ликвидатору) судебный пристав-исполнитель сообщает взыскателю. В последнем случае взыскателю необходимо проверить, чтобы процедура ликвидации, если она начата по решению учредителей (участников) юридического лица, действительно имела место (имеется ли надлежащее решение о ликвидации, извещен ли соответствующий государственный орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, создана ли ликвидационная комиссия и т.д.). Иначе объявление учредителей о ликвидации коммерческой организации будет еще одним способом затягивания исполнительного производства. 
В исполнительном производстве могут быть поставлены вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения. Такие заявления взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя рассматриваются арбитражным судом. Предоставляя должнику отсрочку или рассрочку исполнения, арбитражный суд может принять меры по обеспечению исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном гл.8 АПК. Вопросы об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении. 
По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по указанным вопросам может быть обжаловано.

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС

Актуальные проблемы обращения взыскания на денежные средства должников-граждан на счетах в банках

Как показывает практика, обращение взыскания  на денежные средства - это самый  быстрый и эффективный способ принудительного взыскания. В случаях, когда  взыскание обращается на имущество должника, процедура может растянуться на долгие месяцы – оценка имущества, реализация, многочисленные обжалования действий судебного пристава-исполнителя должников с целью затянуть исполнительное производство и.т.д. Все перечисленное не способствует полному и скорейшему принудительному исполнению судебного акта.

Действующее законодательство об обращении взыскания  на денежные средства должников-граждан  изначально содержит противоречия, которые  касаются большого количества граждан. У многих из нас сейчас имеется  счет в банке, который нам необходим  по тем или иным причинам. Так, на счет в банке может поступать  заработная плата, пенсия, пособие гражданам, имеющим детей и.т.д.

Судебный  пристав-исполнитель в соответствии с ч. 3 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязан обращать взыскание  в первую очередь на денежные средства должника, в том числе находящиеся  на счетах в банках и иных кредитных  организациях.

Данное  правило императивно, и оно означает, что перейти к обращению взыскания  на имущество должника судебный пристав-исполнитель  может только после того, как установит, что у должника не имеется или  недостаточно денежных средств для погашения долга (ч. 4 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Для наглядности приведем пример. У должника-гражданина имеется долг в размере 200 тыс. руб. Судебный пристав-исполнитель обнаружил на счете у должника в банке  денежные средства в  сумме 200 тыс. руб., также у должника имеется автомобиль стоимостью 200 тыс. руб. В данном случае судебный пристав-исполнитель обязан обратить взыскание на денежные средства, а не на автомобиль, иначе его действия являются незаконными, поскольку нарушают положения ч. 4 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Процедура обращения взыскания на денежные средства должника детально регламентирована ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 70-72 ФЗ «Об исполнительном производстве»), в соответствии с которыми в случае, если должником является гражданин, судебный пристав-исполнитель направляет в банк постановление об обращении  взыскания на денежные средства должника, которые находятся на счете в  банке.

Банк, получив постановление, перечисляет  в полном объеме денежные средства судебному приставу-исполнителю  на депозитный счет подразделения судебных приставов. Однако нередки случаи, когда  на счет должника в банке поступает  заработная плата, пенсия. В соответствии с ч. 2 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» из заработной платы  должника не может быть удержано более 50 % процентов от ее размера. 

В тоже время в соответствии со ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве»   банк обязан перечислить все денежные средства на счете должника судебному приставу-исполнителю вне зависимости от источника поступления, т.е. не имеет значения, что поступило на счет – заработная плата, пенсия. В данном случае нормы закона, регулирующие обращение взыскания на денежные средства и регулирующие процедуру обращения взыскания на доходы граждан, вступают в противоречие, которое существенно затрагивает права должника-гражданина.

Данное  противоречие объективно возникает  вследствие того, что закон содержит две различных по своей природе  процедуры:

- обращение взыскания на денежные  средства (нормы, регулирующие данную  процедуру, расположены в гл. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

-  обращение взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (регулируется гл. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае если судебному приставу-исполнителю  известно место работы должника, то он вправе обратить взыскание на его  доходы. Процессуально это оформляется  направлением в организацию, где  работает должник, постановления об обращении взыскания на доходы должника.

Размер  удержаний составляет до 50 % от дохода должника (в ряде случаев, указанных  в ч. 3 ст. 70 ФЗ  «Об исполнительном производстве, размер удержаний может достигать 70 %). Устанавливая максимальные ограничения по размеру удержаний, законодатель, безусловно, преследовал цель гарантировать должнику минимум средств к существованию, что корреспондируют одному из принципов законодательства об исполнительном производстве – неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ч. 5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В то же время гражданин может получать заработную плату на счет в банке, что сейчас не такая уж и большая  редкость. В данном случае банк, исполняя постановление судебного пристава-исполнителя, спишет заработную плату должника в  полном объеме и формально будет  прав. По всей видимости, когда писался  закон, случай получения заработной платы должником на счет в банке  не рассматривался, и поэтому рассматриваемая  проблема изначально заложена в законе. Судебный пристав-исполнитель не обязан проверять источник поступления  денежных средств на счет, он обязан в первую очередь обратить на них  взыскание. Существуют мнения о том, что денежные средства, поступающие  на счет в банке, «обезличиваются», и на них должно обращаться взыскание  в полном объеме. Что значит «обезличивание» и какое значение это имеет, авторы  такой позиции не сообщают и ни на что не ссылаются.

Информация о работе Контрольная работа по исполнительному производству