Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:52, контрольная работа
Правовое положение данных субъектов исполнительных правоотношений обладает известной спецификой, заключающейся в первую очередь в том, что они наделены специальными полномочиями по осуществлению отдельных действий в случаях, когда последние неразрывно связаны с их деятельностью.
Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
Стадия осуществления принудительного исполнения
Актуальные проблемы обращения взыскания на денежные средства должников-граждан на счетах в банках
Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отдельно установлено, что исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, возвращается без исполнения направившему его лицу.
Следовательно, банки и иные кредитные организации вправе исполнять требования судебных актов и актов иных органов.
К лицам, исполняющим требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, относятся также налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Согласно статье 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.
Взыскание налога с организаций производится по общему правилу в бесспорном порядке. Так, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Если решение о взыскании принято после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Исполнительное производство
66 Инкассовое поручение
(распоряжение) на перечисление налога
в соответствующий бюджет и
(или) внебюджетный фонд
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.
Взыскание же налога с физического лица производится в судебном порядке. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
Данное исковое заявление может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Законом об исполнительном
производстве предусмотрена также
возможность осуществления
Исполнительный документ
о взыскании периодических
Одновременно с исполнительным
документом взыскатель представляет заявление,
в котором указываются
Глава 3. Субъекты исполнительного права
го счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства; фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.
Если заявление подается не самим взыскателем, то представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения о взыскателе.
Кроме банков, иных кредитных организаций и лиц, выплачивающих периодические платежи, к данной группе субъектов возможно, в частности, отнести:
финансовые органы, и в частности Управление федерального казначейства, которое участвует в исполнении решений о взыскании с государства как с должника;
органы записи актов гражданского состояния, когда исполняются решения, требующие регистрации в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Подобная регистрация, к примеру, необходима при установлении отцовства либо признании актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решения суда о расторжении брака и др.;
органы опеки и попечительства, функции которых в настоящее время выполняют органы местного самоуправления, участвующие в исполнении судебных решений о признании граждан недееспособными, ограниченно дееспособными и др.;
регистрирующие органы, в том числе Федеральная регистрационная служба, осуществляющая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности (подлежит упразднению с 1 октября 2008 г. с передачей ее функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом; см п. 18 Указа Президента России от 12 мая 2008 г. № 724).
ВТОРОЙ ВОПРОС
. Стадия осуществления принудительного исполнения
Здесь совершаются исполнительные
действия, связанные с практическим
обращением взыскания на имущество
и средства должника, обеспечивается
совершение действий, к которым обязан
по судебному акту должник.
В качестве мер принудительного исполнения
согласно ст.45 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" предусмотрены:
обращение взыскания на имущество должника
путем наложения ареста на имущество и
его реализации;
обращение взыскания на заработную плату,
пенсию, стипендию и иные виды доходов
должника;
обращение взыскания на денежные средства
и иное имущество должника, находящиеся
у других лиц;
изъятие у должника и передача взыскателю
определенных предметов, указанных в исполнительном
документе;
иные меры, предпринимаемые в соответствии
с данным Федеральным законом и иными
федеральными законами, обеспечивающие
исполнение исполнительного документа.
Отдельные исполнительные процедуры различаются
в зависимости от того, на что конкретно
обращается взыскание: недвижимое или
движимое имущество, ценные бумаги, денежные
средства; необходимость совершения должником
определенных действий в пользу взыскателя
либо воздержания от них; кто является
обязанным субъектом по исполнительному
документу - гражданин, коммерческая либо
некоммерческая организация, орган государственной
власти, местного самоуправления. Дифференциация
исполнительных действий также определяется
правовым статусом имущества, например
находится ли оно под залогом и т.д.
В случае неисполнения исполнительного
документа без уважительных причин в срок,
установленный для добровольного исполнения
(не более 5 дней), судебный пристав-исполнитель
выносит постановление, по которому с
должника взыскивается исполнительский
сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы
или стоимости имущества должника. Следует
иметь в виду, что указанный сбор взыскивается
сверх суммы долга и поэтому при недостаточности
имущества должника для погашения задолженности
перед всеми взыскателями уменьшает возможности
взыскателей, особенно последних очередей,
на получение присужденного.
Имеются и другие санкции в исполнительном
производстве, например за утрату исполнительного
листа (ст.331 АПК), за неисполнение судебного
акта банком или иной кредитной организацией
и другими лицами (ст.332 АПК).
Кроме того, в случае несвоевременного
осуществления исполнительных действий
по исполнительному листу организацией
взыскатель вправе предъявить к организации
иск о взыскании подлежащей удержанию
с должника суммы, не удержанной по вине
этой организации. При этом взыскатель
освобождается от уплаты государственной
пошлины. Например, если по вине банка
не было произведено взыскание со счета
должника, к примеру вследствие утраты
работниками банка исполнительного листа
и инкассового поручения, хотя в тот момент
денежные средства на счете должника имелись,
то взыскатель вправе предъявить иск о
взыскании суммы задолженности с банка.
Данные о счетах должника-организации
могут быть получены в налоговых органах,
которым и сами организации, и банки обязаны
сообщать о всех открываемых счетах.
При недостаточности взысканной с должника
суммы для удовлетворения всех требований
по исполнительным документам эта сумма
распределяется между взыскателями в
порядке очередности, установленной ст.78
Федерального закона "Об исполнительном
производстве". При этом требования
каждой последующей очереди удовлетворяются
после полного погашения требований предыдущей
очереди. Таким образом, если требование
относится к взысканиям третьей очереди,
то до полного удовлетворения требований
предыдущих (первой и второй очереди) взыскатель
третьей очереди ничего не получит.
При недостаточности взысканной суммы
для полного удовлетворения всех требований
одной очереди эти требования удовлетворяются
пропорционально причитающейся каждому
взыскателю сумме.
Например, сумма, имеющаяся в наличии у
должника, составляет 10 млн. руб., а требования
одной очереди, допустим о взыскании ущерба
в пользу инвесторов, предъявили четыре
взыскателя - по 5 млн.руб. каждый. В этом
случае их требования будут удовлетворены
пропорционально, каждый из них получит
по 2,5 млн.руб. из имеющихся в наличии средств
у должника.
Очередность взысканий состоит в следующем.
В первую очередь удовлетворяются требования
по взысканию алиментов; возмещению вреда,
причиненного здоровью, а также возмещению
вреда лицам, понесшим ущерб в связи со
смертью кормильца.
Во вторую очередь удовлетворяются требования
работников, вытекающие из трудовых правоотношений;
требования членов производственных кооперативов,
связанные с их трудом в этих организациях;
требования об оплате оказанной адвокатами
юридической помощи, выплате вознаграждения,
причитающегося автору за использование
его произведения, а также за использование
открытия, изобретения, полезной модели,
промышленного образца, на которые выданы
соответствующие свидетельства.
В третью очередь удовлетворяются требования
по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ и Государственный
фонд занятости населения РФ.
В четвертую очередь удовлетворяются
требования по платежам в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные
фонды, отчисления в которые не предусмотрены
третьей очередью.
В пятую очередь удовлетворяются все остальные
требования в порядке поступления исполнительных
документов.
Вместе с тем сохраняется особая очередность
согласно ст.64, 65 ГК при исполнении судебных
актов о ликвидации юридического лица,
а также при признании его несостоятельным
(банкротом).
Следует иметь в виду и другие особенности
исполнительных действий при возбуждении
дела о банкротстве, а также при ликвидации
организации-должника. В случае возбуждения
арбитражным судом производства по делу
о несостоятельности (банкротстве) должника-организации
исполнительное производство и реализация
его имущества, на которое обращается
взыскание, приостанавливаются до рассмотрения
арбитражным судом вопроса по существу
(п.4 ст.60 Федерального закона "Об исполнительном
производстве"). В таком случае удовлетворение
требований кредиторов должника, признанного
в установленном порядке несостоятельным
(банкротом), осуществляется в соответствии
со ст.64 и 65 ГК и законодательством Российской
Федерации о несостоятельности.
Схожий порядок установлен в случае ликвидации
должника-организации. На основании п.2
ст.61 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" в таком случае исполнительные
документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя,
передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору)
для исполнения. О направлении исполнительного
документа ликвидационной комиссии (ликвидатору)
судебный пристав-исполнитель сообщает
взыскателю. В последнем случае взыскателю
необходимо проверить, чтобы процедура
ликвидации, если она начата по решению
учредителей (участников) юридического
лица, действительно имела место (имеется
ли надлежащее решение о ликвидации, извещен
ли соответствующий государственный орган
о том, что юридическое лицо находится
в процессе ликвидации, создана ли ликвидационная
комиссия и т.д.). Иначе объявление учредителей
о ликвидации коммерческой организации
будет еще одним способом затягивания
исполнительного производства.
В исполнительном производстве могут
быть поставлены вопросы об отсрочке или
рассрочке исполнения судебного акта,
изменении способа и порядка его исполнения.
Такие заявления взыскателя, должника
или судебного пристава-исполнителя рассматриваются
арбитражным судом. Предоставляя должнику
отсрочку или рассрочку исполнения, арбитражный
суд может принять меры по обеспечению
исполнения судебного акта в порядке,
предусмотренном гл.8 АПК. Вопросы об отсрочке
или о рассрочке исполнения судебного
акта, об изменении способа и порядка его
исполнения рассматриваются в заседании
арбитражного суда с извещением взыскателя
и должника заказным письмом с уведомлением
о вручении.
По результатам рассмотрения заявления
выносится определение, которое направляется
взыскателю и должнику. Определение арбитражного
суда по указанным вопросам может быть
обжаловано.
ТРЕТИЙ ВОПРОС
Актуальные проблемы обращения взыскания на денежные средства должников-граждан на счетах в банках
Как показывает практика, обращение взыскания на денежные средства - это самый быстрый и эффективный способ принудительного взыскания. В случаях, когда взыскание обращается на имущество должника, процедура может растянуться на долгие месяцы – оценка имущества, реализация, многочисленные обжалования действий судебного пристава-исполнителя должников с целью затянуть исполнительное производство и.т.д. Все перечисленное не способствует полному и скорейшему принудительному исполнению судебного акта.
Действующее законодательство об обращении взыскания на денежные средства должников-граждан изначально содержит противоречия, которые касаются большого количества граждан. У многих из нас сейчас имеется счет в банке, который нам необходим по тем или иным причинам. Так, на счет в банке может поступать заработная плата, пенсия, пособие гражданам, имеющим детей и.т.д.
Судебный
пристав-исполнитель в
Данное
правило императивно, и оно означает,
что перейти к обращению
Для наглядности приведем пример. У должника-гражданина имеется долг в размере 200 тыс. руб. Судебный пристав-исполнитель обнаружил на счете у должника в банке денежные средства в сумме 200 тыс. руб., также у должника имеется автомобиль стоимостью 200 тыс. руб. В данном случае судебный пристав-исполнитель обязан обратить взыскание на денежные средства, а не на автомобиль, иначе его действия являются незаконными, поскольку нарушают положения ч. 4 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Процедура обращения взыскания на денежные средства должника детально регламентирована ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 70-72 ФЗ «Об исполнительном производстве»), в соответствии с которыми в случае, если должником является гражданин, судебный пристав-исполнитель направляет в банк постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, которые находятся на счете в банке.
Банк,
получив постановление, перечисляет
в полном объеме денежные средства
судебному приставу-
В тоже время в соответствии со ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк обязан перечислить все денежные средства на счете должника судебному приставу-исполнителю вне зависимости от источника поступления, т.е. не имеет значения, что поступило на счет – заработная плата, пенсия. В данном случае нормы закона, регулирующие обращение взыскания на денежные средства и регулирующие процедуру обращения взыскания на доходы граждан, вступают в противоречие, которое существенно затрагивает права должника-гражданина.
Данное противоречие объективно возникает вследствие того, что закон содержит две различных по своей природе процедуры:
-
обращение взыскания на
- обращение взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (регулируется гл. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В
случае если судебному приставу-
Размер удержаний составляет до 50 % от дохода должника (в ряде случаев, указанных в ч. 3 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве, размер удержаний может достигать 70 %). Устанавливая максимальные ограничения по размеру удержаний, законодатель, безусловно, преследовал цель гарантировать должнику минимум средств к существованию, что корреспондируют одному из принципов законодательства об исполнительном производстве – неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ч. 5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В
то же время гражданин может получать
заработную плату на счет в банке,
что сейчас не такая уж и большая
редкость. В данном случае банк, исполняя
постановление судебного
Информация о работе Контрольная работа по исполнительному производству