Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 12:32, контрольная работа
Целью данной работы будет - изучение и представление в виде курсовой работы, основ конфликтов между руководителем и подчиненным, методов работы с конфликтами, способы разрешения и их профилактика менеджером, в чью профессиональную деятельность входят все уровни управления организацией, трудовым коллективом, неформальными организациями и человеческими ресурсами в целом.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш - выигрыш»
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конфликт: понятие, сущность, типы, классификации…………5
1.1 Понятие и сущность конфликта
1.2 Конфликты в организации
1.3 Типы и классификации конфликтов
Глава 2. Конфликт между менеджером (руководителем) и подчиненными: причины, способы разрешения, профилактика……………..17
2.1 Причины конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
2.2 Способы разрешения конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
2.3 Профилактика конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
Заключение……………………………………………………………… .40
Литература………………………………………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по КОНФЛИКТОЛОГИИ
Тема: Конфликты между руководителем и подчинёнными: стратегии и тактика разрешения.
Исполнитель: студент гр. ЮР-14 Кум
Екатеринбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конфликт: понятие, сущность, типы, классификации…………5
1.1 Понятие и сущность конфликта
1.2 Конфликты в организации
1.3 Типы и классификации конфликтов
Глава 2. Конфликт между менеджером (руководителем) и подчиненными: причины, способы разрешения, профилактика……………..17
2.1 Причины конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
2.2 Способы разрешения конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
2.3 Профилактика конфликта между (менеджером) руководителем и подчиненными.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время знание конфликтологии и психологии помогает менеджерам (руководителям), практически во всех моментах их профессиональной деятельности. Одними из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений менеджера (руководителя) является:
- нахождение причины конфликта;
- конструктивное поведение во время конфликта;
-умение правильно разрешать конфликт, без деструктивных последствий;
- грамотное проведение профилактики конфликтов;
Именно этим объясняется актуальность сформулированной темы, а именно, на примере конфликта между менеджером и подчиненными: причины, способы разрешения, профилактика. Выбранные и обозначенные проблемы межличностных отношений для руководителя современно значимы.
Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они представляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Производственная деятельность
руководителя любого уровня тесно связана
с работой с людьми, ведь производство
- это не только технический и технологический
процессы. Переход экономики на рыночные
принципы функционирования ставит большинство
руководителей в еще не привычные для
них условия, когда не только от их профессиональной
квалификации, но и от знания “сферы человеческих
отношений” зависит судьба возглавляемого
трудового коллектива и предприятия в
целом. При решении разных
производственных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но даже иногда и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.
Итак, целью данной работы будет - изучение и представление в виде курсовой работы, основ конфликтов между руководителем и подчиненным, методов работы с конфликтами, способы разрешения и их профилактика менеджером, в чью профессиональную деятельность входят все уровни управления организацией, трудовым коллективом, неформальными организациями и человеческими ресурсами в целом.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш - выигрыш»
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ , ТИПЫ, КЛАССИФИКАЦИИ
1.1 Понятие и сущность конфликта
Как и у множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными (открытыми), но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, лицами или группами.
Приведем несколько определений конфликта:
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели и помешать другой стороне, сделать тоже.
Конфликт - это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.
Конфликт - это одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны, препятствуют реализации её цели.
Конфликт - столкновение или борьба, враждебное отношение, ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Но к тематике моей работы более подходит, определение такого типа: конфликт - это противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.
Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Субъект конфликта - это активная сторона конфликта, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Объектом конфликта - является та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это и есть база конфликта. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негативных эмоций, или наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие объективных обстоятельств или случайности. Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно - ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту. В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.
1.2 Конфликты в организации
Этот вопрос, конфликты в организации, я решил рассмотреть в своей работе вкратце, так как он раскрывает сущность конфликтов в управлении и дает нам возможность лучше интерпретировать основную проблему моей работы.
Большинство людей ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, и т.п. Существует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с высоким уровнем управления, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом, и всё же конфликты могут привести к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта может так же заключаться в росте самосознания участников конфликта, во многих случаях конфликт формирует и утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера - спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Однако не следует сбрасывать со счетов и такие факты, что конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии подчиненных, а так же, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты, носят разрушительный характер. Об этом так же должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт.
Парадоксальным выглядит тот факт, что наличие общих целей не всегда способствует сплочению людей, приводя к столкновению мнений и противоборству, когда отдельные личности начинают борьбу за статус, власть, лидерские роли. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации. Как указывают американские психологи, Пол Дизель и Уильям Мак Кинли,, внутри организации разные группы, а также отдельные работники имеют разнонаправленные стремления. Решая общую цель, они часто направляют свои действия друг против друга, что является противоречивым и нежелательным фактом для менеджмента. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения. Создать организацию, где не было бы конфликтов - нереальная мечта менеджеров.
Следует различать два основных подхода к конфликту. Сторонники первого описывают конфликт как явление негативное. Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям компании по действиям в конфликтных ситуациях.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. В связи с этим нужно знать не только сущность, но и типы конфликтов.
1.3 Типы и классификации конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликтов:
-внутриличностный,
-межличностный,
-конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт
Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, руководитель отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может выразить недовольство тем, что продавец тратит много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Информация о работе Конфликты между руководителем и подчинёнными: стратегии и тактика разрешения