Подведомственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Подведомственность – это гражданско-процессуальный институт, который определяет относимость правовых споров и других юридических дел к компетенции того или иного государственного или общественного органа, а также круг полномочий каждого из таких органов по рассмотрению и разрешению данной категории дел.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гражданскому праву подведомственность отредактировать.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

При этом условия установления фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке определены в  ст. 363 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В ней, в частности, сказано, что дела об установлении фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан (фактов, имеющих юридическое значение), подлежат рассмотрению судом, если законодательством не предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления и заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты.

При несоблюдении указанных  условий суд отказывает в принятии заявления [7].

Ст. 394 Гражданского процессуального кодекса определяет понятие приказного производства и перечисляет категории дел, подведомственные судам в этом виде производства.

В соответствии с этой статьей  судами в порядке особого производства разрешаются в следующих случаях:

1) требование основано  на нотариально удостоверенной  сделке;

2) требование основано  на протесте векселя в неплатеже,  неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

3) заявлено требование  о взыскании алиментов на несовершеннолетних  детей, но оно не связано  с установлением материнства  и (или) отцовства либо необходимостью  привлечения третьих лиц;

4) заявлено требование  о взыскании с граждан налогов  и сборов (пошлин) в доход государства;

5) заявлено требование  о взыскании начисленной, но  не выплаченной работнику заработной  платы;

6) заявлено требование  соответствующим органам о взыскании  расходов по розыску ответчика  или должника;

7) заявлено требование  страховщика (страховой организации)  о взыскании задолженности по  договору страхования;

8) заявлено требование  о взыскании задолженности за  пользование электроэнергией по  договору энергоснабжения, задолженности  за поставленный газ, за снабжение  тепловой энергией через присоединенную  сеть (отопление);

9) заявлено требование  арендодателя о взыскании задолженности  по договору проката;

10) заявлено требование  о взыскании задолженности за  услуги связи;

11) заявлено требование  о взыскании в пользу территориальных  медицинских объединений средств,  затраченных на лечение потерпевших  по рассмотренным уголовным делам;

12) заявлено требование  о взыскании задолженности в  пользу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

13) заявлено требование  о взыскании с лица, неработающего  либо работающего, но не в  полном объеме возмещающего в  течение шести месяцев расходы,  затраченные государством на  содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении,  либо с лица, место жительства  которого неизвестно, расходов, затраченных  государством на содержание детей,  находящихся на государственном  обеспечении;

14) заявлено требование  о взыскании с нанимателя, собственника  жилого помещения, члена организации  граждан-застройщиков и членов  их семей задолженности по  оплате за пользование жилым  помещением, техническое обслуживание  и коммунальные услуги, по отчислениям  средств на капитальный ремонт  жилого дома.

Приказное производство заканчивается  вынесением определения о судебном приказе. Определение судьи о  судебном приказе является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном  для исполнения судебных решений [7].

 

3. Разграничение и споры о подведомственности

 

3.1 Разграничение  подведомственности между общими  и хозяйственными судами

 

Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами осуществляется на основании  соответствующих норм Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Беларусь, а также  совместного постановления Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами».

В соответствии со ст. 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами. Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан [19].

Выше упомянутое постановление  конкретизирует критерии, по которым  происходит разграничение подведомственности между общим и хозяйственным  судом. В нем, в частности, сказано, что если акт законодательства непроцессуального характера не позволяет разграничить компетенцию между общими и хозяйственными судами, а содержит лишь указание на подведомственность дела «общему или хозяйственному суду» либо на то, что дело подлежит рассмотрению «в судебном порядке» или «в суде» (без указания, в каком конкретно – общем или хозяйственном), подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения.

Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым проводится разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом, при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, из авторского и изобретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) [14].

В том же самом постановлении  закреплено положение о том, что  по субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; дел приказного производства [14].

Нужно отметить, что в  ст. 38 Гражданского процессуального кодекса содержится норма о том, что при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – хозяйственному суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства [7].

 

3.2 Разграничение  подведомственности между общими  и третейскими судами

 

Помимо общих и хозяйственных  судов, дела в Республике Беларусь могут  разрешаться третейскими судами. Разграничение подведомственности между общими и хозяйственными судами осуществляется на основании Положения  о третейских судах, которое является Приложением №3 к Гражданскому процессуальному кодексу, а также на основании Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском суде)» от 9 июля 1999 г.

Ст. 1 Положения содержит норму о том, что граждане, а также граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор на рассмотрение третейского суда. При этом иные споры, в том числе вытекающие из трудовых и семейных отношений, а также споры, в отношении которых законом установлена их исключительная подведомственность другим юрисдикционным органам, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда. Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейская запись) должен быть заключен в письменной форме [7].

Аналогичную возможность  субъектам правоотношений предоставляет  и вышеуказанный закон. Ранее упоминалось о том, что в соответствии со ст. 4 данного закона в международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь. При этом соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение международного арбитражного суда должно быть заключено в письменной форме [12].

Государственный суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, оставляет иск без рассмотрения, если любая из сторон просит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора. Государственный суд отказывает в удовлетворении этой просьбы, если придет к выводу, что арбитражное соглашение недействительно, или утратило силу, или не может быть исполнено.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что основными  критериями разграничения подведомственности дел между общими и третейскими  судами являются:

1) характер спорного правоотношения, поскольку трудовые и семейные  споры, а также споры, в отношении  которых установлена исключительная  подведомственность, изъяты из подведомственности  третейских судов;

2) наличие соглашения  сторон о передаче дела на  рассмотрение третейского суда, что прямо установлено законодательными  актами.

 

3.3 Споры о подведомственности

 

По общему правилу подведомственность дел определяется тем органом, к  которому обращаются за разрешением  заинтересованные лица.

Согласно ст. 40 Гражданского процессуального кодекса подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится [7].

Пререкания о подведомственности дела ущемляют права граждан и  юридических лиц на судебную защиту, препятствуют своевременной защите их нарушенных прав и законных интересов, дезорганизуют работу государственного аппарата. Чтобы свести такие пререкания к минимуму в законодательстве предусмотрены некоторые процессуальные меры [17, с. 156].

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало ему неподведомственно [7].

Ранее уже упоминалось, что  в соответствии с ч. 2 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства [7]. То есть в данном случае предусматривается определенный приоритет общих судов перед иными юрисдикционными органами.

Нужно добавить, что споры  о подведомственности дел не допускаются  в силу требований ст. 41 Гражданского процессуального кодекса, где указано, что вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом [7].

 

 

 


Информация о работе Подведомственность