Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:00, реферат
Сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанные с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей своей части
осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие
профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей. В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы.
обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные этим
убытки. Что же касается определения размера убытков, то здесь применимы
правила о соотношении убытков и неустойки, об ответственности за
неисполнение денежного обязательства, о вине должника, о вине кредитора и
др.
Для автора наступление неблагоприятных последствий связано с его виновным
поведением: непредставление организации произведения в установленный
договором срок; выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями
договора или недобросовестно; отказ от внесения исправлений, предложенных
автору в порядке и пределах, установленных договором; нарушение обязанности
лично исполнить работу; передача произведения третьим лицам при наличии
заключенного договора.
В качестве последствий этих нарушений предусматривается расторжение
авторского договора и возложение на автора обязанности вернуть полученное
по договору авторское вознаграждение. Эту обязанность автора можно считать
мерой ответственности, поскольку ее сущность выражается признаком
неблагоприятности предусмотренных санкций правовой нормы последствий для
правонарушителя, а это в свою очередь позволяет воздействовать на
соответствующие интересы нарушителя с целью побуждения его к правомерному
поведению[17].
Согласно другой точке зрения, обязанность возврата автором полученного по
договору вознаграждения не может рассматриваться как ответственность, ибо
она не выходит за рамки собственно содержания нарушенного правоотношения и
выступает как оборотная сторона неисполнения или ненадлежащего исполнения
автором принятой на себя по договору обязанности[18]. разделяя это мнение,
считаю необходимым выделить следующее. автор выполнил обязательство по
созданию произведения в срок и в надлежащем виде сдал его организации,
которая одобрила результат труда автора. Логично, что автор должен получить
причитающееся ему вознаграждение. Выплата гонорара — это прямая обязанность
издательства. Согласно Типовому издательскому договору, автор был обязан
по требованию издательства без особого на то вознаграждения читать
корректуру произведения. При задержке корректурных оттисков издательство
имело право выпустить в свет произведение без авторской правки или
отсрочить его выпуск на время задержки. Отсрочка выпуска произведения
влекла для издательства дополнительные расходы, ибо оно должно было
оплачивать полиграфическому предприятию простой, вызванный по вине автора.
Убытки, понесенные издательством, относились на счет автора в размере не
свыше 20% суммы гонорара.
При чтении корректуры автор должен был осуществить правку в определенных
пределах. Конъюнктурная, авторская правка в пределах 2% производилась за
счет издательства. Если стоимость правки превышала 2%, то автор возмещал
расходы по сверхнормативной правке в размере не свыше 20% от суммы
гонорара.
Аналогичные положения содержались в Типовом издательском договоре на
произведения изобразительного искусства и в Типовом издательском договоре
на музыкальные произведения.
Организация как вторая сторона договора в соответствии несла
ответственность лишь в том случае, если она в установленный договором срок
не выпускала произведение в свет. Ответственность организации заключалась в
том, что она должна была выплатить автору вознаграждение полностью.
Организации допускали и
другие нарушения договором
практически не несли никакой ответственности, например: сокращение объема
созданного автором произведения, пропуск сроков на рассмотрение
произведения и его оценку и т.д.
В отличие от ранее действовавшего законодательства. которое хоть как-то
конкретизировало случаи ответственности сторон, Закон 1994 г. содержит
только одну статью об ответственности по авторскому договору (ст. 34). Так,
п. 1 ст. 34 Закона устанавливает. что сторона не исполнившая или
ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору,
обязана возместить убытки, причиненные другой стороне. включая упущенную
выгоду.
Поскольку закон является частью гражданского законодательства. толкование
понятий убытков, упущенной выгоды и правил их возмещения можно найти в ГК
Украины.
Отсюда очевидно, что обязательства из авторских договоров не отнесены к тем
обязательствам, размер ответственности по которым ограничен.
Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в конкретном
авторском договоре стороны могут ограничить размер ответственности.
П. 2 ст. 34 Закона Украины « Об авторском праве и смежных правах» содержит
норму, устанавливающую
заказанного произведения в соответствии с условиями договора: он обязан
возместить реальный ущерб, причиненный заказчику, включая упущенную выгоду.
Формулировка ст. 34 Закона мало что дает лицам, вступающим в договорные
отношения, строящиеся в настоящее время по принципу свободы, когда стороны
сами согласовывают условия, в рамках которых они будут взаимодействовать, а
также обязательства, которые принимает на себя каждая из них. Казалось бы,
при таком подходе обеспечивается равноправие сторон договора, ибо им
предоставлена возможность свободного волеизъявления. И судя по всему,
именно свобода волеизъявления является субстратом возникновения абсурдных
ситуаций: в заключаемых ныне авторских договорах можно встретить
парадоксальные записи вроде того, что ответственность по авторскому
договору наступает в случае непреодолимой силы. Думается, что во избежание
подобных недоразумений, следует включить в авторское законодательство
диспозитивную норму об обязательствах, определяющую условия взаимодействия
сторон.
5. Форма авторского договора
В соответствии со ст. 639 ГК Украины договор может быть заключен в любой
форме, если требования относительно формы договора не установленные
законом. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме,
он считается заключенным с момента предоставления договору этой формы, даже
если законом эта форма для данного вида договоров не требовалась. Авторский
договор должен быть заключен в письменной форме.
В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения
требований о простой письменной форме, стороны при возникновении спора
лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на
свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие
показания.
В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании
произведения в периодической печати.
Анализируя
различные формы авторского
обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это
возможно, заключать авторские договора в письменной форме для более
надёжной защиты своих прав.
ГК Украины в ст. 1114 предусматривает: лицензия на использование объекта
права интеллектуальной собственности и договоры, определенные статьями
1109, 1112 и 1113 этого Кодекса, не подлежат обязательной государственной
регистрации. Их государственная регистрация осуществляется по требованию
лицензиара или лицензиата в порядке, установленном законом. Отсутствие
государственной регистрации не влияет на действие прав, предоставленных по
лицензии или иным договором, и других прав на соответствующий объект права
интеллектуальной собственности, в частности на право лицензиата на
обращение в суд за защитой нарушенных прав. Факты передачи исключительных
имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые в
соответствии с ГК или иным законом являются действительными после их
государственной регистрации, подлежат государственной регистрации.
6. Прекращение авторского
Авторские договоры могут прекращаться по разным основаниям. Одни из них
наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают
проявления воли сторон, каждая из которых пользуется предоставленным ей
правом.
Следует отметить, что Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»
не содержит никаких норм о прекращении авторских договоров, поэтому этот
вопрос регламентируется в основном главой ГК Украины.
Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских договоров
является истечение срока их действия. Поскольку чаще всего за этот период
стороны исполняют свои обязанности по договору, то это является
самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает
А.П. Сергеев “стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок
действия договора, но если автор против этого возражает, договор
прекращается”[19].
На практике возможны случаи, когда издательство, опубликовавшее
произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, несмотря на
то, что согласно договору могло делать это неограниченно число раз в
пределах срока его действия. В этом случае авторский договор может
предусматривать возможность досрочного прекращения его действия.
В качестве основания прекращения договора может выступать невозможность его
исполнения. Необходимо отметить, что смерть автора влечет различные
последствия. Так, договор литературного, художественного, сценарного заказа
прекращается, так как обязательства создать произведение в будущем носят
личный характер и не могут быть переданы другим лицам. Договор на готовое
произведение может быть прекращен в связи со смертью автора только при
отсутствии наследников. В этом случае при отсутствии наследников автора
защиту прав последнего осуществляет специально уполномоченный орган.
Авторский договор прекращает свое действие в случае ликвидации организации,
в этом случае взаимные претензии сторон (по возврату выплаченного автору
аванса и т.д.) принимаются в определенные сроки.
Прекращение авторского договора возможно, путем его расторжения по
инициативе сторон. “Свобода” договора, видимо, говорит сама за себя,
позволяя сторонам самим решать и этот вопрос. Думается, что расторжение
договор должно быть связано с поведением сторон. Существенное нарушение
условий договора, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением
условий договора, является основанием для его расторжения. Так, например,
отклонение произведения по непригодности, отказ автора от доработки
представленного произведения, нарушение выполнения других обязательств по
договору приводит к его расторжению.
До сих пор был рассмотрен вопрос с учетом волеизъявления сторон, однако
возможны случаи, когда налицо установленное в законе основание для
одностороннего расторжения договора. При этом не упомянута необходимость
обращения в суд. В такого рода ситуациях за стороной признается
определенное право, которым она может самостоятельно распорядиться. Для
этого сторона не нуждается в решении суда, при расторжении договора по
требованию одной из сторон, если иное не предусмотрено в Законе или
договоре.
Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по
общему правилу следует руководствоваться нормой, согласно которой
“обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения
сторон о расторжении договора ..., а при расторжении договора в судебном
порядке — с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении
договора”.
Договор следует считать прекращенным с момента, когда автор довел до
сведения пользователя о
своем желании расторгнуть
Если договор был расторгнут в следствие существенного нарушения его условий
одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков,
причиненных расторжением договора.
В своей контрольной работе на тему «Авторский договор» я попытался
наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Украинского
законодательства – отрасль авторского права. Основным документом,
регулирующим в Украине авторские права, является Закон Украины "Об
авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы