Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5,10 лет).
Особое место в структуре получателей трудовых пенсий по старости занимают получателя так называемых досрочных пенсий. Их удельный вес составляет 31,07% численности пенсионеров по старости. 6,3 млн. человек или 70,1 получателей досрочных пенсий заняты на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 6,59%, на работах с тяжелыми условиями труда – 8,24%.
В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения, финансируемой из федерального бюджета, для системы обязательного пенсионного страхования чрезмерное утяжеление пенсионных обязательств вследствие раннего назначения пенсий может оказаться губительным, поскольку требует увеличения тарифов для покрытия возрастающих расходов.
В целях реализации пункта 1 статьи 27 пункт второй предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ изданы постановления от 18.07.2002 №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочной назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 №30 нормативно правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственное пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №537 установило, что при досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии со ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. Таким образом, пролонгировано действие всех тех списков, которые применялись при досрочном назначении трудовой пенсии по старости до вступления в силу нового пенсионного законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 при назначении трудовой пенсии по старости применяются Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 (далее – Списки 1991г.), а по работам, выполнявшимся до 01.01.1992г. – также Списки №1 и №2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 (далее – Списки 1956г.).
Указанные Списки сформированы по производственному признаку, в них включены более 100 производств, из которых каждое соответствует конкретному разделу и подразделу Списков. Естественно, должны соблюдаться и принципы применения Списков N 1 и N 2, все существующие отработанные правила, закрепленные в разъяснении Минтруда России от 22.05.96 N 5 (утверждено Постановлением Минтруда России от 22.05.96 N 29 (в ред. от 01.10.99), зарегистрировано в Минюсте России 24.10.96 N 1181.
Главный из этих принципов заключается в том, что Списки N 1 и N 2 применяются независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности организаций (кроме разд. "Химическое производство"), а также независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Женщинам, проработавшим в текстильной промышленности не менее 20 лет на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, пенсия назначается на 5 лет раньше. И для них Постановлением Правительства РФ от 18.07.02 N 537 сохранено действие прежнего Списка производств и профессий текстильной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.03.92 N 130.
Аналогично и в отношении других категорий работников будут применяться прежние правительственные Списки: это и для назначения досрочных пенсий рабочим локомотивных бригад и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителям грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы; рабочим, мастерам (в том числе старшим) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче полезных ископаемых, а также на строительстве шахт и рудников, предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста при условии, если они проработали на этих работах не менее 25 лет. Перечень профессий и должностей таких работников по-прежнему будет определяться по Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.91 № 481. В него включены как работы по подземной добыче, так и открытые горные работы по добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и более, а также работы на строящихся шахтах и рудниках и работы в горно-спасательных частях.
Для работников,
занятых на отдельных видах судов морского
Для досрочного назначения пенсии по старости летному составу гражданской авиации и инженерно-техническому составу, занятому непосредственным обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, применяются утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 № 459 списки:
Список должностей работников летного состава авиации;
Список должностей инженерно-технического состава авиации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.02 № 537 утверждены новые Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Новые Правила применяются при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в аналогичных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 № 459, за работу после 1 января 2002 г. не должны использоваться. Однако для оценки пенсионных прав застрахованных по состоянию на 31 декабря 2001 г. они применяются.
В Постановлении Правительства РФ от 18.07.02 № 537 нет упоминания о женщинах, которые имеют право на пенсию по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; о работниках экспедиций, партий, отрядов на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и тому подобное.
Объясняется это тем, что надобность в специальных Списках для этих категорий отсутствует, поскольку они исчерпывающим образом представлены непосредственно в нормах Закона о трудовых пенсиях.
В связи с большим объемом Списков необходимо пересмотреть Списки №1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в сторону их максимального сокращения. Оставить только те должности профессии, на которых вредный фактор нельзя исключить по объективным причинам (например, на работе под землей). При этом нужно установить более высокий процент отчисления страховых платежей в ПФР. Вредные факторы должны компенсироваться увеличение заработной платы. Причина создавшейся ситуации в том, что в течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях.
Что касается профессий и должностей, не вошедших в новые Списки, то применительно к ним пенсионное обеспечение могло бы быть урегулироваться дополнительными профессиональными системами, для чего необходимо принимать соответствующие законы.
В специальный стаж (стаж на соответствующих видах работ), дающий право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста должна включаться не только работа, выполняемая в особых условиях труда. В названный вид стажа следует включать и иные периоды, являющиеся социально значимыми (например, служба в армии по призыву, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).
Одной из причин
признания недействительными
В соответствии с действующим пенсионным законодательством данное расхождение возможно устранить только путем их отождествления.
Минтруд России
по представлению федеральных
Минтруд России осуществлял и раньше эту работу, но в более узком плане. Установление тождественности распространялось и на местные (произвольные) наименования профессии.
Обращение в Минтруд России по поводу тождественности и представление документов в подтверждение этого факта должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти.
Однако в настоящее время суды при вынесении решений осуществляют тождество характера работы, что и является основанием для отмены решений территориальных органов ПФР.
Для урегулирования данной проблемы считаю необходимым наделить территориальные органы ПФР функциями по отождествлению характера работы работника (в каждом конкретном случае) характеры работы, предусмотренной Списками при незначительном расхождении в наименованиях. В дальнейшем по наиболее часто встречающимся профессиям производить законодательное урегулирование по представлению пенсионных органов.
Пункт 7 Правил воспроизводит старую норму исчисления периодов работ в полевых условиях при досрочном назначении пенсии: работа, длившаяся 6 месяцев и более, считается за один год, менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
На практике нередко возникали затруднения при включении в льготный стаж работы, выполняемой вахтовым методом. Вахтовый метод – это форма организации трудового процесса вне места постоянного места жительства работника. В течение непосредственного "несения вахты" невозможно ежедневное возвращение домой работника.
Правила (п. 8) установили порядок зачета в специальный стаж периода работы вахтовым методом. В него включаются время выполнения работ, междусменный отдых в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до работы и обратно, междувахтовый отдых. В общей сложности продолжительность рабочего времени при вахтовом способе не должна превысить нормальное количество рабочих часов, установленных Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ.
В специальный
стаж засчитываются следующие
В специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, ежегодно оплачиваемые отпуска. К ним относятся и дополнительные отпуска, предоставляемые работникам: занятым во вредных и опасных производствах, имеющим особый характер работ, с ненормированным рабочим днем, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Другие отпуска, в том числе и предоставляемые на законных основаниях, например, для сдачи вступительных экзаменов в учебные заведения либо учебные отпуска для экзаменов в период сессии студентам вузов и т.п., в льготный стаж не засчитываются.
Однако в Челябинской области сложилась разная практика применения законодательства по данному вопросу. Так Управлениями ПФР периоды учебных отпусков исключаются из специального стажа, в тоже время сложилась положительная судебная практика по вопросам включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечения, вышеуказанных периодов.
Согласно постановления Президиума Челябинского областного суда по делу №44г-214/2005 основанием для такого вывода является рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» в которой предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и другие, вытекающие из трудовых, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).