Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:18, курсовая работа
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Однако, столкновения интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Задачу обеспечения правопорядка выполняют суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.
ВВЕДЕНИЕ
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Однако, столкновения интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Задачу обеспечения правопорядка выполняют суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.
Под представительством в гражданском процессе понимается правоотношение, в котором одно лицо (представитель) от имени другого лица (представляемого) в его интересах и по его поручению осуществляет на основании предоставленных ему полномочий процессуальные действия, направленные на защиту прав представляемого и создающие для представляемого определенные права и обязанности.
Представительство в гражданском процессе призвано обеспечить реализацию провозглашенного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту. Без представительства невозможна защита интересов несовершеннолетних, недееспособных граждан. Поэтому представительство, важный процессуальный институт, содействующий надлежащей защите прав и интересов, участвующих в судопроизводстве лиц и, следовательно, способствующий решению задач правосудия. Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Это положение означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи в любой сфере деятельности, где возникает необходимость в такой помощи. В гражданском процессе такую юридическую помощь призван обеспечить представитель.
Представительство в суде является самостоятельным гражданским процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов сторон, заявителей.
Институт представительства имеет давнюю историю. Институт представительства был известен еще римскому частному праву. В римских процессах действовали actors (представители юридического лица), tutores (опекуны) и curators (попечители), procurators (поверенные по договору), advocates (лица, которые сопровождали своих родственников и друзей в суд и давали во время процесса советы). Затем сложилось попечительство над несовершеннолетними и лицами с физическими недостатками, которые делали невозможным их участие в процессе (слепота, глухота и т. д.). Попечитель (curator) мог быть назначен для совершения отдельных юридических действий или решения какого-либо определенного вопроса.
С течением времени сфера процессуального представительства стала по немного расширяться – оно стало возможно в отношении лиц, не имеющих формальных препятствий для участия в процессе, но лишённых возможности защищать свои интересы именно в настоящее время вследствие отсутствия по уважительным причинам, так или иначе связанным с интересами государства. Появились представители, выражающие в судебном процессе, волю юридических лиц – actors. Прокураторы (procuratores) выступали от лица представляемого на основании договора поручения. Особое место в римском праве занимали адвокаты (advocatus). В их обязанности входило не только произнесение речей, но и квалифицированный разбор дела, дача юридических советов.
В связи с тем, что в гражданском процессе бремя доказывания ложится на сами стороны лицу, не имеющего необходимого минимума юридических знаний, бывает крайне сложно доказать обоснованность своих требований или возражений. Более того, увеличивается количество правовых актов, что требует специализации и среди юристов. Поэтому участие квалифицированного юриста необходимо для проведения судебного процесса на профессиональном уровне. Данные основания объясняют существование института адвокатуры в современном правовом обществе.
В современных гражданских правоотношениях представительство занимает если не основную, то одну из ведущих позиций, является полноценным и серьезным институтом.
При написании курсовой работы определяется методология, предмет, объект исследования, цели и задачи, которые помогут глубже рассмотреть данную тему.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучный диалектический метод и отдельные частно - научные методы: логический, сравнительно-правовой, грамматический, формально-юридический, анализ научных концепций.
Предметом исследования является понятие судебного представительства в гражданском судопроизводстве, процессуальный статус судебного представителя и его полномочия, механизм осуществления различных видов судебного представительства, а такие факторы, влияющие на повышение эффективности института судебного представительства.
Объектом исследования выступают правоотношения между представителем и представляемым, между представителем и судом в гражданском судопроизводстве.
Целью данной работы является выяснение сущности института судебного представительства и полномочий судебного представителя, на основе действующего законодательства.
Задачами данной курсовой работы является:
В данной работе были использованы действующие редакции нормативных документов, закрепляющих правовые основы судебного представительства в гражданском процессе, литературные источники правового характера, научные публикации. Приведены практические примеры из обзоров судебной практики.
1.ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Институт процессуального представительства имеет свои истоки в римском праве. Надо отметить, что довольно долго в Риме в гражданском процессе стороны не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов. Все процессуальные действия предполагали личное осуществление и присутствие тяжущихся. Такое же положение действовало и у славян, и у германцев. Н. Боголепов приводит те немногие первоначальные исключения в римском праве из правила о недопустимости процессуального представительства1. К таким исключениям относятся следующие:
1. Представление в тяжбе
частного лица с римским
2. Представление интересов
лица, в отношении которого решается
в суде вопрос о его свободе
(либо само это лицо, находясь
фактически в рабстве, требовало
признания себя свободным, либо
кто-то иной требовал
3. Представление интересов
лиц, страдающих психическими
И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский также отмечают, что только в период республики в самых крайних случаях стало возможным действовать через представителей. К таким случаям относилось также выступление представителей за лиц, попавших в плен или отсутствующих по делам государства.
В Древнем Риме и зародился институт процессуального представительства. Причем во всех перечисленных случаях защитники назначались самим претором.
Однако не только в процедуре назначения представителя проявляется сходство с современным отечественным гражданским процессом. Можно отметить, что в древнем римском праве, так же как и сегодня в нашем гражданском процессе, представляемыми были лица, которые не могли юридически или фактически присутствовать в процессе и выбрать себе представителя самостоятельно. Невозможно было фактическое присутствие в процессе публичного образования плененных и отсутствующих по делам государства лиц; невозможно юридическое присутствие раба, не являвшегося субъектом права, и недееспособных лиц.
В России институт адвокатуры возник после принятия Устава гражданского судопроизводства 1864 г. Устав производил разграничение представителей на присяжных поверенных и частных поверенных. Различие между ними состояло в том, что присяжные должны были обладать высшим образовательным цензом и пользовались некоторыми преимуществами. Такое положение просуществовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Согласно ст. 252 Устава гражданского судопроизводства поверенный имел право отказаться от принятой на себя обязанности представлять интересы другого лица в суде. Однако, если представляемый жил не в том городе, где находился суд, поверенный обязан был заявить об этом суду и самому представляемому в одно время. Суд определял срок, с которым связывал получение самим представляемым лицом извещения от поверенного об отказе. До истечения этого срока поверенный не был освобожден от своих обязанностей. В соответствии со ст. 254 Устава гражданского судопроизводства председатель суда мог освободить поверенного от его обязанности до истечения установленного судом срока и назначить вместо него присяжного поверенного, который и должен был представлять интересы отсутствующего участника дела до момента избрания последним себе нового представителя2.
А.М. Нолькен, анализируя толкования этой статьи Сенатом, писал, что по существу содержащихся в ней правил она должна применяться ко всем случаям отказа поверенного от ведения дела. При этом из совокупности ст. ст. 394, 390 Учреждения судебных установлений и ст. 254 Устава гражданского судопроизводства следовало, что новый поверенный назначался председательствующим непосредственно, а не через Совет присяжных поверенных.
Назначение поверенных могло быть произведено судом и для ведения дел лиц, пользующихся правом бедности, в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных.
Согласно ст. 390 Учреждения судебных установлений и ст. ст. 967.1 - 967.14 Устава гражданского судопроизводства суд назначал представителей при исполнении судебных решений и принудительном исполнении по актам против ответчиков, место жительства которых неизвестно.
Таким образом, видим, что в дореволюционном отечественном законодательстве существовало понятие представительства по назначению. Оно было связано со случаями:
1. Отказа предшествующего
представителя от ведения дела,
при этом представитель
2. Просьбы самого участника
процесса, являющегося малообеспеченным
(здесь наряду с актом
3. Защиты интересов ответчиков,
место жительства которых
Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. в ст. 15 устанавливал виды процессуального представительства. Однако в этой статье не было отдельно выделено представительство, вытекающее из ст. 259 ГПК РСФСР 1923 г., согласно которой, «если место жительства или место занятия должника неизвестно и повестка в порядке ст. ст. 257 и 258 вручена быть не может, взыскатель может просить суд по месту исполнения о назначении официального представителя должника». Эта статья была расположена в части 5 ГПК РСФСР «Исполнение судебных решений и постановлений»3.
Под официальным представителем, упоминаемым в ст. 259 ГПК, следовало понимать лиц, в установленном порядке назначаемых судом. При этом суд мог назначить в качестве представителя должника всех граждан, не лишенных и не ограниченных в дееспособности, с соблюдением лишь ограничений, установленных ст. 208 Кодекса законов об актах гражданского состояния. Назначение официального представителя возможно было не только в стадии исполнения судебного решения, но и при разрешении споров в суде в тех случаях, когда суд, разрешая дело с применением ст. 72 ГПК РСФСР в связи с неизвестностью места жительства ответчика, считал необходимым в интересах наиболее правильного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела привлечь кого-либо к защите интересов отсутствующего ответчика. Назначение официального представителя отсутствующего ответчика или должника суду рекомендовалось производить из лиц, наиболее близких к представляемому, определяя их в случае необходимости через соответствующие органы. Полномочия такого представителя, действующего не по доверенности, а по назначению, ограничивались пределами, установленными ст. 18 ГПК РСФСР 1923 г., т.е. правом «на совершение всех процессуальных действий, кроме окончания дела миром, передачи спора в третейский суд, признания, отказа полностью или частично от исковых требований, передачи полномочия другому лицу и получения имущества или денег». Верховный Суд эти полномочия признавал достаточными для защиты интересов отсутствующего ответчика и должника.
ГПК РСФСР 1964 г. не содержал подобных норм о назначении представителя, как ГПК РСФСР 1923 г. Норма о назначении представителя судом ответчику, место жительство которого неизвестно, появляется вновь в ГПК РФ 2002 г.
Таким образом, и дореволюционное отечественное гражданское процессуальное право (Устав гражданского судопроизводства 1864 г.), и советское право (ГПК РСФСР 1923 г.) предусматривали возможность назначения представителя и ответчику, место жительства которого было неизвестно.
Информация о работе Понятие и признаки судебного представительства в гражданском процессе