Понятие, система и источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 12:52, творческая работа

Краткое описание

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Предмет правового регулирования – главный, но не единственный критерий разграничения системы права Российской Федерации на отрасли права. Они различаются также по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам.

Вложенные файлы: 1 файл

гражданство курсовая.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

НАЧОУ ВПО СГА

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Административное право 2 курс

Тема

Понятие, система и источники административного права

Фамилия

Куршутова

Имя

Виктория

Отчество

Рустемовна

№ контракта

1490012403701056


 

Основная часть

Понятие, система и источники административного права

Основная часть

       Понятие, система и источники  административного права

       Гражданское право — отрасль  права, регулирующая имущественные  и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

       Предмет правового регулирования  – главный, но не единственный  критерий разграничения системы  права Российской Федерации на  отрасли права. Они различаются также по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам.

Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Любой коллектив, любая социальная организация – это управляемая группа людей. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властеотношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять

       Источники административного права

     Источники административного права - это внешние формы выражения  административно-правовых норм. По  существу, это юридические акты  различных государственных органов, содержащие такие нормы, т. е. нормативные правовые акты.

      Важнейшими источниками административного  права являются законы (Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы и законы субъектов  РФ) и подзаконные акты  - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

      В зависимости от того, кем  приняты те или иные законодательные  и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники  административного права можно  разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) -  указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

      Многообразие административно-правовых  норм предполагает и многообразие  источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п. Такое многообразие остро ставит проблему его систематизации и кодификации.

   По существу сейчас кодифицирован  лишь один институт действующего  российского административного  права. Имеется в виду Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 года  № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) с изменениями и дополнениями по состоянию на 04 октября 2010 года (далее КоАП), объединивший нормы материального и процессуального административного права.

   Сейчас многие управленческие  проблемы регламентированы в  кодификационных актах других отраслей российского права (в Водном, Воздушном, Таможенном и других кодексах РФ). Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как, по мнению многих ученых - административистов, их можно бы было свести в единый кодификационный акт - Основы административного законодательства Российской Федерации. Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием "источник административного права". Источник административного права - это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.

В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской Федерации.[6] Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое  именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.[7]

    Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной  власти во многих случаях вправе  применять самые разнообразные  меры воздействия на других  участников правоотношений. В частности, они могу потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного воздействия.

     Благотворное влияние правового  опосредования властеотношений  состоит также и в том, что  право внедряет в административную  деятельность не свойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы. Конечно, главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой. Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно-правовых-отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Так, оно обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы.

     Фактически в юридическом смысле источниками административного права признаются нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права.  Все исследователи проблем источников административного права в один голос отмечают следующую важную особенность - многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы.

     Как правило, отрасль права имеет  один основной кодифицированный  источник норм отрасли и группу сопутствующих источников федерального и регионального уровня, уточняющих отдельные декларативные или другие общие положения кодексов. Так происходит в ситуации с нормами гражданского, уголовного, трудового права. Конституционное право опирается на Конституцию РФ как на своего рода кодекс конституционных норм. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. 

      Система административного права

  Наряду с предметом определяющим  признаком самостоятельной отрасли  права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

  Под системой правового воздействия  вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм

  Административное право - одна из  самых больших и сложных отраслей  правовой системы России. Это  предопределено большим числом  и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Административное право делится

на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие

определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации  и деятельности исполнительной  власти (аппарата государственного  управления);

3) административно-правовой статус  негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.).

   Особенная часть административного  права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы  в основном составляют содержание  Кодекса об административных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность  государственной администрации (эти  нормы в основном содержатся  во внутриведомственных инструкциях  и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную  деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);

4) деятельность государственной администрации  по организации и осуществлению  политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Понятие,источники,субъекты и принципы права. Система административного права

В.Т.Батычко

 

 

http://pravo vedenie.ru/index

 

 

 

 

http://www.aup.ru/

 

2

Административное право

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ

http://pravo vedenie.ru/index

 

 

 

 

http://www.aup.ru/m228/2_1.htm

3

Административное право России

http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/6.htm


 

 

 

 


 



Информация о работе Понятие, система и источники административного права