Понятия и виды нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определённый правовой режим.
Сложностью применения нормативных правовых актов обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными органами в разное время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…..………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды форм (источников права)………………………...5
1.2 Понятие и виды нормативно-правовых актов…………………….9
Глава II. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АТКОВ……………….18
Глава III. 3.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..22



ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..........................................26

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды нормативно-правовых актов (2).doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых  официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета»  и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в  силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока,  на который был принят юридический  документ;

- объявления об утрате  юридической силы нормативного  акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

- принятия управомоченным  органом нового юридического  нормативного документа равной  или большей юридической силы, регулирующего тот же круг  общественных отношений;

- устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус.

Вопрос о действии нормативных актов во времени  нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта  юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие.

Это правило — необходимый  фактор правовой стабильности, когда  граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные  его положения, нормы могут применяться  к фактам, имевшим место во время  его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию  длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

 Поэтому акты федеральных  органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные  суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности.

 Это юридическая  фикция, согласно которой определенные  части территории государства  (здания иностранных посольств,  миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители  иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств.

 Какие бы то ни  было посягательства на здание  посольства приравниваются к  посягательствам на территорию  государства и рассматриваются  как факт нарушения международного права1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________

1 См.: Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник:/ М., -2009,-  2-е изд., -640с.  

Глава III.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

 

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации.

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы  законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация  — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести  Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе  публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных  материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения  населения и т.д. На подобного  рода неофициальные инкорпоративные  материалы нельзя ссылаться в  ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Кодификация — это  систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как  в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических  норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

 Нормативный материал  приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую  систему. 

На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке  подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института) 1.

 

_________________________________

1 См.: Пиголкина, А.С. Теория государства и права. Учебник. /Екатеринбург. -2009, -544с. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог в проделанной работе, хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее важные моменты изученной мной теме.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативно-правовой акт - это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные  акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

 Под источниками  права понимаются источники права  в материальном и формальном  смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Совершенствование законодательства в Российской Федерации  призвано содействовать и его стабилизации. Стабильность законодательства  зависит от качества принимаемых  юридических  документов,  их  жизнеспособности, полноты и совершенства решений регламентируемых ими вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. -1993.- 25 дек

2. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. Учебник/Спб. - 2009, - 2-е изд., - 410с.   

3. Бошно, С.В. Теория государства и права. Учебное пособие/М., - 2008, - 400с.

4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник./М., 2008, 3-е изд., 528с.

5. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права.Учебно-метод. Пособие/ М., -ВСГТУ, - 2009, - 345с. 

6. Корельского, В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права. Учебник/ Спб., - 2010, - 2-е изд., -616с. 

7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник/М., - 2009, - 2-е изд., - 640с.  

8. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/Казань. - 2010, - 512с. 

9. Мелехин, А.В.Теория государства и права: Учебник/Спб., -2009,- 625с.  

10. Пиголкина, А.С. Теория государства и права: Учебник./Екатеринбург. - 2009, - 544с. 

11. Цыганов,  В.И. Общая теория права/Учебник. - 2008, - 2-е изд., - 384с.

12. Харламов, В.Ф. Теория происхждения государтсва/ Адвокат. - 2011, -№3, - 26с.

13. Шипакин, И.С. Теория государства и права/Учебное пособие:/ М.- 2010. -55с.

 

 




Информация о работе Понятия и виды нормативно правовых актов