Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7
1.1.Понятие, классификация государственных гражданских служащих………...7
1.2. Правовые основы государственной гражданской службы ………...……….12
1.3. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации …….25
2.1. Права и гарантии государственного гражданского служащего…………….25
2.2.Обязанности государственного гражданского служащего………………….29
2.2. Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

В общих чертах, можно выделить следующие признаки понятия «государственный гражданский служащий»:

  1. на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям (Ст. 21) [1];
  2. государственный гражданский служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной гражданской службе (Ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе»);
  3. государственный гражданский служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе», который определяет цели, задачи и основные направления деятельности, содержание деятельности служащего, его правовое положение, в том числе, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д.;
  4. государственному гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии с указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113  "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим";
  5. государственный гражданский служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере;
  6. деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер, воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

В совокупности вышеуказанные признаки помогают составить следующее определение. Государственным гражданским служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, заключивший с государственным органом служебный контракт, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Таким образом, гражданский  служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной  власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой  деятельность политических руководителей  — Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства  РФ, министров, президентов и председателей  правительств национальных республик, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей  всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и  являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий  и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.) [См.: 17, с.160].

Проанализировав понятие «государственный гражданский служащий» в законодательстве, можно прийти к выводу о том, что российский законодатель нормативного закрепил именно узкий подход в определении понятия государственного гражданского служащего как лица, осуществляющего задачи и функции государства только в органах государственной власти. Вместе с тем следовало бы уточнить законодательное определение данного понятия, сформулировав его в следующей редакции: государственный гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в реализации задач и функций государства посредством исполнения государственной должности государственной службы, учрежденной в государственном органе [См.: 20, с. 54].

На данный момент не существует устоявшегося мнения насчет разделения государственных гражданских служащих по каким бы то ни было критериям, но, тем не менее, существуют следующие классификации. Ниже представлены некоторые из них.

В зависимости от уровня государственной власти, государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Принцип деления государственных служащих по уровням государственного управления считается наиболее старым, появившимся вместе с возникновением государственной службы. В России он используется с начала XX в. и по сей день. Российская Федерация имеет два уровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и государственная служба.

В зависимости от ветвей государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти.

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы [См.: 14, с. 311].

 Государственные гражданские  служащие также могут быть  разделены на группы: лица, принимающие  присягу (например, сотрудники таможенных  органов); служащие, не принимающие  присягу (например, служащие отделов  и управлений областной администрации).

 

 

 

    1. Правовые основы государственной гражданской службы

Законодательство о государственной  службе начинает активно развиваться  в 90-х гг. XX века [См.: 20, с.53].

Законодательство о государственной  службе образует нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной  службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том  числе условия и порядок прохождения  службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных отношений и др. [См.: 32, с.131].

Данное законодательство состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации», федерального закона «О государственной гражданской  службе», иных федеральных законов  и нормативных правовых актов  Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что правовые акты о государственной гражданской  службе базируются на основополагающих положениях, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном  кодексе поведения государственных  должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной  Ассамблеи ООН от 12.12.1996), Модельном  кодексе поведения для государственных  служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 N R (2000) 10 о кодексах поведения  для государственных служащих).

Конституция Российской Федерации, имея высшую юридическую силу,  в  ч. 4 ст. 32 определяет государственную  службу как одну из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества, подчеркивая, что граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе. Также Конституция РФ закрепляет такие основы, как верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы  государственной власти, разграничение  предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); ряд обязанностей всех должностных  лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46) и др.

Предрешая, что государственной  службой в субъектах Российской Федерации ведают сами субъекты, конституция  в п. «т» ст. 71 устанавливает, что  федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации.

Также государственная служба связана с рядом ограничений  для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности, согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, допускается только по федеральному закону.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации». Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации [См.: 23]. Являясь базовым и регулируя весь комплекс вопросов, касающихся государственной службы, он содержит начала всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе. Федеральный закон создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы Российской Федерации, придания ей профессионального характера. Этим Федеральным законом предусмотрено создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая такие ее виды, как гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, и установление для указанных видов службы общих институтов, основополагающих принципов и единых дефиниций.

Государственная гражданская  служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», вступившим в силу с 1 февраля 2005 г. Данным федеральным  законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Он дает целостное представление о деятельности тех работников, которые составляют административный стержень государственного управления, несут всю тяжесть регулирования социального взаимодействия личностей, организаций, субъектов социально-политической деятельности.

Предметом регулирования  данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую  службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего  и государственного гражданского служащего  субъекта Российской Федерации [См.: 1] (согласно статье 2).

Этот Федеральный закон, принятый в рамках проводимой в стране реформы государственной службы, содержит ряд принципиально важных правовых норм, которые впервые приняты  в российской управленческой практике [См.: 21, с. 32]. Эти нормы ввели новое понятие «должностной регламент гражданского служащего» и создали реальные предпосылки для регламентации требований к служебному поведению гражданских служащих, а также закрепили необходимость прохождения гражданскими служащими профессиональной переподготовки и создали предпосылки антикоррупционного механизма [См.: 28, С. 56], в том числе, посредством урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. Также они установили порядок формирования кадрового резерва и основные направления работы с ним; условия оплаты труда гражданских служащих по определенным должностям; сбалансировали административно-правовое регулирование государственной службы и деятельности государственных служащих в сочетании с субсидиарным применением норм трудового законодательства.

До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал  Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [См.: 41].

Также, отношения, связанные  с государственной гражданской  службой, в части, не урегулированной  Федеральным законом № 79-ФЗ, регулируются нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права. Это, в  первую очередь, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001         N 197-ФЗ.

Кроме указанных, правовую основу государственной службы также составляют иные федеральные законы.

 Например, Федеральный  закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» устанавливает в соответствии  с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права государственных гражданских служащих на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, определяет стаж государственной гражданской службы, регламентирует среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст.8 закрепляет за государственным  гражданским служащим обязанность  представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера  своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, указывая, что невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности  либо привлечение его к иным видам  дисциплинарной ответственности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. В ч.1 ст.9 Федеральный  закон «О противодействии коррупции» обязывает государственного гражданского служащего уведомлять представителя  нанимателя (работодателя), органы прокуратуры  или другие государственные органы обо всех случаях обращения к  нему каких-либо лиц в целях склонения  его к совершению коррупционных  правонарушений [См.: 6].

 Отношения, связанные  с государственной гражданской  службой, регулируются также указами  Президента Российской Федерации,  постановлениями Правительства  Российской Федерации, нормативными  правовыми актами федеральных  органов исполнительной власти  и субъектов Российской Федерации. 

Указы Президента Российской Федерации, входящих в систему законодательства о  государственной гражданской службе:

  1. Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
  2. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
  3. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
  4. Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»;
  5. Указ Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» и др.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации