Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:16, дипломная работа
Цель работы - исследование правового статуса физического лица как субъекта гражданских правоотношений .
Задачи дипломной работы:
дать общую характеристику правоспособности и дееспособности граждан;
проанализировать нормативно - правовые акты регулирующие правоспособность и дееспособность граждан;
исследовать отдельные виды дееспособности граждан;
обобщить результаты работы и сформулировать выводы.
Введение 5
1 Общая характеристика лиц гражданских правоотношений 7
1.1 Понятие и правовое регулирование статуса физических лиц как субъекта гражданских правоотношений 7
2 Отдельные элементы правосубъектности физических лиц 17
2.1 Правоспособность физических лиц 17
2.2 Дееспособность физических лиц 31
Заключение 40
Cписок использованных источников 44
Приложение А Заявление о признании гражданина недееспособным 51
Приложение Б Заявление об отмене дееспособности гражданина 53
Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление[1.2,с.15].
Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.
Невозможно представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в гражданские отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем, имя состоит из фамилии, собственно имени и отчества. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом) , либо вообще не пользоваться именем. Так, например, при опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным оригинальным именем, так и используя псевдоним или анонимно. Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу) , место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Также положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие) . Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе – органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе) . На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ – свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни. Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста (14 лет) паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.
Как уже отмечалось, регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен) , так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина) , скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.
Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПКРФ) , при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса) , из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (этот момент оговорен в статье 44 Гражданского Кодекса) .
Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Основания этих действий во многом совпадают. Однако, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для объявления его умершим составляет 5 лет, имеются и некоторые особенные случаи. Например, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (как частные случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.) , то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.
Днем смерти объявленного умершим гражданина признается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае же смерти гражданина при обстоятельствах, угрожавших смертью, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать с теми, которые имеют место при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.
Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, все же не исключена вероятность того, что такой гражданин жив. В случае явки такого гражданина решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Например, если его супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что: а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Такой недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре (согласно статье 46 Гражданского Кодекса [1.2,с.15].
2 Отдельные элементы правосубъектности физических лиц
2.1 Правоспособность физических лиц
В современном обществе ни один индивид не может существовать вне сферы действия гражданского права. Поэтому законодатель в области гражданского права исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность быть субъектом гражданского права. Объем такой возможности для всех людей данного государства должен быть одинаковым, ибо это обеспечивает равноправие граждан, что является несомненным достижением современного цивилизованного общества.
С этой целью государство наделяет граждан правоспособностью. Под гражданской правоспособностью следует понимать признаваемую государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
Правоспособность нельзя отождествлять с естественными правами человека. Правоспособность не принадлежит человеку от природы, ею человека наделяет государство, и объем ее также определяется государством.
Правоспособность связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Неслучайно поэтому в Гражданском кодексе РФ говорится не о правоспособности физических лиц (т.е. людей) вообще, а именно о правоспособности граждан. Прежде всего гражданам Российской Федерации предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме.
Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права могут быть иностранцы - лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ и лица без гражданства, т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Согласно ст. 1196 ГК иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Статья 2 ГК РФ закрепляет за иностранцами безусловный, т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина, национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе российскими законами, а не законодательством государства, к которому принадлежит иностранец. Презумпция безусловности означает, что для ограничения прав иностранцев необходимо прямое указание российского закона. Из предоставления иностранцам национального режима одновременно следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, кроме тех, которые предоставлены по нашему законодательству гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона, т.е. иностранец не может обладать более широкими правами, чем граждане нашей страны.
Установив для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, закон допускает изъятия из этого правила, ограничивающие их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» членами производственного сельскохозяйственного кооператива могут быть только граждане Российской Федерации.Ст. 17 ГК РФ определяет правоспособность как способность иметь права и нести обязанности. Представляется, что формулировка «... способность иметь права и нести обязанности» не означает, что правоспособность можно рассматривать как особое (определенное) субъективное право. Н.И. Матузов определяет субъективное право как принадлежащее управомоченному лицу для удовлетворения его интересов меру возможного (дозволенного) поведения, обеспеченную юридическими обязанностями других лиц [2.12,с.704]. Таким образом, субъективное право - это существующее право, которое принадлежит конкретному лицу. Причем субъективному праву одного лица всегда корреспондируется обязанность другого. Правоспособность же представляет собой абстрактную возможность иметь не только право, но и нести обязанности, это необходимая предпосылка возникновения субъективного права. И в силу этого наличие правоспособности у лица не предполагает возникновения у него какого-либо требования, обращенного к государству, к «любому и каждому». На наш взгляд, справедливо отмечает Н.Д, Егоров, что правоспособность - это не право иметь способность, а способность иметь права и обязанности, которой наделяет гражданина (организацию) государство. Следовательно, не представляется возможным рассмотрение правоспособности как особого субъективного права, поскольку для того чтобы возникло субъективное право, необходимо наличие основы для возникновения конкретных прав и обязанностей, и такой основой, предпосылкой является правоспособность. Правоспособность - это только абстрактная возможность иметь права и нести обязанности и только тогда, когда эта возможность реализуется, можно говорить о возникновении субъективного права. Такой вывод вытекает из легально закрепленного понятия правоспособности. В статьях 17, 18 ГК законодатель, характеризуя правоспособность граждан, основной акцент ставит на том, что граждане могут (способны) иметь права и обязанности (например, «... могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество ...»), а не на праве граждан приобретать какие либо гражданские права и обязанности.Так, закон за каждым признает способность иметь различные имущественные и личные неимущественные права. Однако не каждый реализует эту возможность. Например, за всеми закреплена возможность иметь право авторства произведения литературы, но не каждый реализует эту возможность, т.е. не каждый приобретает это субъективное право. Поэтому, на наш взгляд, нельзя говорить о том, что правоспособность является особым субъективным правом, поскольку возникновение субъективного права связано с моментом реализации, заложенной в законе возможности иметь права.Вряд ли можно согласиться и с точкой зрения М.П. Карпушина, что правоспособность - это особый вид правоотношений. Правоотношение представляет собой волевое, надстроечное отношение, возникающее на основе норм права, участники которого обладают субъективными правами и несут обязанность. Если следовать логике М.П. Карпушина, то каждому правоспособному лицу противостоят все другие лица, которые обязаны не препятствовать реализации его правоспособности. Однако именно потому, что правовое отношение представляет собой результат воздействия норм права на волевое поведение людей, не представляется возможным рассматривать правоспособность как «элементарное правоотношение». Лица обладают правоспособностью независимо от наличия или отсутствия воли и наличие правоспособности не предполагает возникновение какого-либо требования к другим лицам. В этой связи справедливо отмечает Ю.К. Коршунова, что сама по себе правоспособность никаких правоотношений между ее носителями и другими субъектами права, в том числе и органами государства, не порождает.Правоспособность как способность иметь права и нести обязанности не зависит ни от возраста, ни от психического состояния гражданина [2.12,с.704]. О.С. Иоффе подчеркивает, что «гражданская правоспособность сопутствует человеку на всем протяжении существования последнего, независимо от его возраста, состояния здоровья, жизнеспособности и т.п.».Между тем, понятие правоспособности иногда связывается с психофизиологическим состоянием гражданина. В литературе, например, есть точка зрения, что «правоспособность, как показывает сам термин, - это определенная способность лица, связанная с его психофизиологическим состоянием (возраст, зрелость, психика)... возможность, заключенная в правоспособности, показывает лишь то, что лицо в состоянии, может своими психофизиологическими данными выступать субъектом права». Однако, как показывает анализ законодательства, для характеристики гражданской правоспособности психофизиологические данные не имеют ни какого значения. П. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района г. Заринска о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее сына Д., части жилого помещения. В судебном заседании П. иск дополнила требованиями о признании за Д. на день его смерти права на комнату площадью 11,0 кв.м, расположенную в квартире. В обоснование иска она указала, что является матерью Д., который 23.03.2003, получив в МУП "Инвентаризатор" пакет необходимых документов, обратился в администрацию Центрального района г. Заринска с заявлением о передаче ему в собственность указанной комнаты. Данное заявление и все необходимые документы были переданы в ЖЭУ МЖРЭП N 13 в этот же день, но договор приватизации не был зарегистрирован в регистрационной палате, так как 09.04.2003 Д. Умер.
Информация о работе Правоспособность и дееспособность физических лиц