Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:38, лекция

Краткое описание

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Содержание

Принятые сокращения
· Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
· 1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
· |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
· 1.3. Система правоохранительных органов
· 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
· Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 2.1. Понятие и признаки судебной власти
· 2.2. Суд как орган судебной власти
· 2.3. Судебная система
· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
· 3.1. Понятие правосудия
· 3.2. Принципы правосудия
· 3.3. Система принципов правосудия
· Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
· 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
· 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
· 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
· 4.4. Гарантии независимости судей
· 4.5. Органы судейского сообщества
· Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
· 5.1. Мировые судьи
· 5.2. Районный суд
· 5.3. Суды субъектов РФ
· 5.4. Верховный Суд РФ
· 5.5. Военные суды
· Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
· 6.2. Арбитражные суды субъектов РФ
· 6.3. Арбитражные апелляционные суды
· 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
· 6.5. Высший Арбитражный Суд РФ
· Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
· 7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
· 7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ
· Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
· 8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ
· 8.3. Кадры органов прокуратуры
· 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
· Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 9.1. Система органов внутренних дел
· 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
· 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
· 9.4. Кадры милиции
· Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
· 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
· 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
· 10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
· 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
· Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
· 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
· 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
· 11.4. Федеральная служба государственной охраны
· 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
· Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
· 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
· 12.2. Правовой статус адвоката
· 12.3. Система адвокатуры
· 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по правоохранительным органам.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

Подразделения криминальной милиции в субъектах РФ создаются, реорганизуются и ликвидируются  министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых МВД Рос сии.

Начальники криминальной милиции субъектов РФ назначаются  на должность и освобождаются  от должности Министром внутренних дел РФ и являются по должности  заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются  на должность и освобождаются  от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Криминальная милиция  финансируется за счет средств федерального бюджета.

Милиция общественной безопасности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в милицию общественной безопасности входят:

– дежурные части, которые одновременно являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

– участковые уполномоченные милиции;

– Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

– специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

– приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

– медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

– центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

– отряды милиции особого назначения;

– подразделения: милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Основными задачами милиции  общественной безопасности являются:

– обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

– охрана собственности, общественного порядка;

– выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно;

– розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности;

– оказание содействия криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Милиция общественной безопасности является органом дознания, т. е. наделена правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений, а также численность милиции  общественной безопасности, финансируемой  за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ.

Начальники милиции  общественной безопасности субъектов  РФ назначаются на должность и  освобождаются от должности Министром  внутренних дел РФ по представлению  министров внутренних дел, начальников  управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники милиции  общественной безопасности районов, городов  и иных муниципальных образований  назначаются на должность и освобождаются  от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.

9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции

Милиция в соответствии с поставленными перед ней  задачами обязана:

– предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих полномочий принимать меры к устранению данных обстоятельств;

– оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

– принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

– выявлять и раскрывать преступления;

– возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

– разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

– осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

– обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

– выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия;

– охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество;

– применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких;

– применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

– проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

– вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

– производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

– задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления;

– задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

– задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

– задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

– задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

– производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту;

– осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством;

– входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоо-тиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;

– производить по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности;

– временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

– запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливать транспортные средства и проверять документы на право вождения.

Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее федеральным  законодательством.

9.4. Кадры милиции

Сотрудниками милиции  в Российской Федерации являются граждане России, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава  органов внутренних дел, которым  в установленном порядке присвоены  специальные звания рядового или  начальствующего состава милиции.

Сотрудникам милиции  выдаются служебные удостоверения  установленного МВД России образца  и специальные жетоны с личным номером. Сотрудники милиции имеют  форменную одежду, образцы которой  утверждаются Правительством РФ. Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется Министром внутренних дел РФ.

На службу в милицию  имеют право поступать граждане России не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Информация о работе Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»