Принцип независимости судей и его гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая раскрывает принцип независимости судей и раскрывет классификацию гарантий. А также рассмотрены современные тенденции развития независимости судей в гражданском процессе. работа сотоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
1.1 Понятие принципа независимости судей
1.2 Классификация гарантий
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Принцип независимости судей и его гарантии.docx

— 47.70 Кб (Скачать файл)

         Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае:

1) признания  судьи безвестно отсутствующим  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) согласия  квалификационной коллегии судей  на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участия  судьи в предвыборной кампании  в качестве кандидата в состав  органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрания  судьи в состав органа законодательной  (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

          Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное  заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности  по состоянию здоровья или  по иным уважительным причинам  в течение длительного времени  исполнять обязанности судьи.  Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное  заявление судьи о прекращении  его полномочий в связи с  переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение  срока полномочий судьи, если  они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение  судьи военного суда с военной  службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение  гражданства Российской Федерации;

7) занятие  деятельностью, не совместимой  с должностью судьи;

8) вступление  в законную силу обвинительного  приговора суда в отношении  судьи либо судебного решения  о применении к нему принудительных  мер медицинского характера;

9) совершение  поступка, позорящего честь и  достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление  в законную силу решения суда  об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

11) смерть  судьи или вступление в законную  силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ  судьи от перевода в другой  суд в связи с упразднением  или реорганизацией суда.

           Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

           Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями:

1) судья не  может быть привлечен к административной  и дисциплинарной ответственности.  Судью нельзя привлечь к какой-либо  ответственности за выраженное  им при осуществлении правосудия  мнение и принятое решение,  если вступившим в законную  силу приговором суда не будет  установлена его виновность в  преступном злоупотреблении;

2) уголовное  дело в отношении судьи может  быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

3) судья не  может быть привлечен к уголовной  ответственности, заключен под  стражу, подвергнут приводу без  согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда;

4) судья не  может быть в каком бы то  ни было случае задержан, а  равно принудительно доставлен  в какой бы то ни было  государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершенном преступлении, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден;

5) проникновение  в жилище или служебное помещение  судьи, в личный или используемый  им транспорт, производство там  досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи;

6) уголовное  дело в отношении судьи по  его требованию, заявленному до  начала судебного разбирательства,  должно быть рассмотрено только  Верховным Судом РФ.

            Высшая квалификационная коллегия судей РФ, рассматривая обращение Генерального прокурора РФ по вопросу о привлечении судьи к уголовной ответственности, правомочна разрешать этот вопрос по существу. Как отмечалось выше, в соответствии с п.5 ст.12 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.93, квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.16 Закона о статусе судей принимает решение по вопросам, связанным с возбуждением в отношении судьи уголовного дела, привлечением его к уголовной ответственности, заключением под стражу или приводом судьи. Решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации по этим вопросам не является окончательным, поскольку в случае ее отказа Генеральный прокурор РФ может обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в соответствии с п.7 ст.13 Положения о квалификационных коллегиях судей. Полномочия Высшей квалификационной коллегии РФ не ограничены. Она обязана рассмотреть обращение Генерального прокурора РФ по существу и вправе его удовлетворить.

Некоторыми  процессуалистами данный принцип именуется - "самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону". Предполагается, что гарантии независимости позволяют суду самостоятельно принимать предусмотренные законом решения. Расширенное наименование данного принципа имеет целью также специально обратить внимание на то, что при осуществлении правосудия независимы не только профессиональные судьи, но и соответственно присяжные и народные заседатели.

 

1.2 Классификация гарантий

 

Независимость судей обеспечивается гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе  судей в Российской Федерации"). Многие авторы придерживаются теории деления гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии (ст. 9-10 Закона РФ о Статусе судей).

С учетом такого деления можно предложить следующую классификацию гарантий:

I. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

II. Экономические  гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы (ст. 19 Закона о статусе судей).

III. Правовые (юридические) гарантии:

- предусмотренная  законом процедура осуществления  правосудия (п. I ст. 9 Закона о статусе  судей);

- несменяемость  судей (ст. 121 Конституции РФ);

- порядок  отбора и наделения судей полномочиями (ст. 13 Закона о судебной системе,  ст.ст. 3-6 Закона о статусе судей,  ст.ст. 80-85 Закона о судоустройстве);

- установленный  порядок приостановления и прекращения  полномочий судьи (ст.ст. 13-14 Закона о статусе судей);

- право  судьи на отставку (ст. 15 Закона  о статусе судей);

- неподотчётность  никому судей в своей деятельности  по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);

- запрет  вышестоящему суду давать в  своих определениях при отмене  решения нижестоящего суда указания  о достоверности или недостоверности  доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ);

- неприкосновенность  судей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 87 Закона о судоустройстве, ст. 5 Закона  о судебной системе);

- неограниченность  срока полномочий судьи (кроме  случаев назначения впервые судей районных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком на 3 года) (ст. 11 Закона о статусе судей);

- установление системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких (Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);

- система  органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как  в случаях и в порядке, предусмотренных  процессуальным законом.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного  спора до принятия судом решения.

Независимость судей гарантируется  неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей  в Российской Федерации" и ст. 16 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Неприкосновенность судьи  распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его  корреспонденцию, принадлежащее ему  имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к  административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.

Многие  факторы, способные ставить судью  в зависимое от них положение, не могут быть парализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, одним только принципом  несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды. Актуальность такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или почетное звание. Федеральным законом от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают одинаковую доплату - 10 % от должностного оклада. Такой подход к оценке профессионализма судей продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересов правосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», как свидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составу судейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следует подчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляет их перечень (ст. 9), но и определяет содержание (ст. 10 - 20).

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ  СУДЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕСЕ

 

О том, что  судьи независимы, зафиксировано  в нашей стране на уровне конституционных  положений в качестве существующей данности.

В то же время анализ литературы свидетельствует, что понятие независимости судей  является многоаспектным, может быть рассмотрено с разных сторон –  как независимость судебного  решения, как независимость мыслей судьи или независимость статуса  и должностного положения судей. При этом каждый из существующих взглядов по-разному ставит акценты на значение и требования независимости.

Можно выделить даже и принципиально противоположные  друг другу подходы к трактовке  независимости судей. Так, в настоящее  время судебная независимость не только основа для широких прав и привилегии судей, но, прежде всего, право человека и обязанность судьи. Статья 6 пункт 1 Европейской Конвенции в ее интерпретации Европейский Судом по правам человека требует от судей не только быть независимыми, но также заключает в себе обязанность судьи «предоставить достаточные гарантии, исключающие сомнения в его независимости»2. Такая независимость важна не сама по себе, а должна в более широком аспекте обеспечить уверенность всего общества в независимость судебной системы и судебной власти3.

Среди многообразия современных взглядов на судебную независимость  можно выделить и ряд основных подходов. С точки зрения Е.П.Журба, современная концепция независимости  судей развивается в трех взаимодополняющих  направлениях.

1. Материально-правовое  направление, или направление  дальнейшего развития и усиления  гарантий независимости судей.  Его суть состоит в понимании того, что независимость судей только тогда становится реальной ценностью, когда права судьи на независимость, его личность, и должностные полномочия, надежно защищены и гарантированы. Данному направлению свойственно стремление к максимальной юридизации и расширению гарантий независимости судей, обеспечивающих реальную возможность для судьи быть независимым и охраняющих его от внешнего давления.

Так, например, указывается, что под принципом  независимости судей и подчинения их только закону следует понимать «особый статус суда в государстве, в силу которого запрещается определенное воздействие на судей с целью  воспрепятствовать объективному рассмотрению конкретного дела, а независимость  деятельности суда, строящейся в соответствии с законом, обеспечивается устойчивой системой политических, экономических, идеологических и правовых гарантий»4.

Информация о работе Принцип независимости судей и его гарантии