Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа
Конституционное право каждого на судебную защиту не может считаться обеспеченным, если правосудие остается недоступным.
Проблемы обеспечения доступности правосудия стали особенно активно обсуждаться в нашей стране в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что возлагает на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, в том числе связанные с реализацией положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ………………………………………5
1.1 Понятие доступности правосудия……………………………………………...5
1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса…….8
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ
ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ…….....…………..…………………..........................12
2.1 Проблемы доступности правосудия…………………………………….…….12
2.2Актуальные проблемы применения электронного правосудия
в России…………………………………………………………………………….19
2.3Государственная автоматизированная система Российской
Федерации «Правосудие»………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..30
Стоит отметить и различный уровень информационно-технического оснащения судов различных регионов. К сожалению, не во всех регионах существует техническая возможность применения всех элементов электронного правосудия. Эта проблема связанна, как с недостаточным финансированием со стороны государства, так и с нехваткой профессиональных кадров в сфере применения информационных технологий.
И последнее, на чем хотелось бы заострить особое внимание - это недостаточный уровень образованности и информированности в рассматриваемой сфере жителей страны, а зачастую, и сотрудников судов. Граждане не осведомлены о возможностях использования новых информационных технологий. На наш взгляд, необходимо проведение различных программ и мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан и их осведомленности об имеющихся возможностях. Данные программы должны проводиться не только на федеральном уровне, как это имеет место быть на сегодняшний день, но и на региональном.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие в России и в мире развивается, причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим считаем необходимым уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.
2.3.Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 г., основной целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».5
В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:
- введение информационной системы судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»;
- создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие».
В соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2010 г. № 197 «Об утверждении Положения об организации и порядке обеспечения функционирования комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»
ГАС «Правосудие» предназначена для информационной и технологической поддержки судопроизводства, предоставления информационных и телекоммуникационных услуг работникам судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, взаимодействующим организациям.
По
виду автоматизированной деятельности
ГАС «Правосудие» относится к
территориально распределенным информационно-
ГАС «Правосудие» обеспечивает автоматизацию процессов сбора, обработки, накопления, хранения, выдачи на средства отображения и передачи по каналам связи данных, при этом автоматизируются функции:
- документооборота (коллективная разработка документов, поиск документов, обмен документами, контроль исполнения);
- правового обеспечения деятельности судов;
- обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания системы;
- управления и контроля функционирования системы;
- обучения пользователей и специалистов системы;
- информационно-справочного обслуживания пользователей системы;
- проведение судебных заседаний с использованием средств видеоконференцсвязи;
- представления информации о судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента в сети Интернет и на средствах отображения коллективного пользования;
- формирования протокола хода судебного заседания на базе фонограмм;
- обеспечения защиты информации.
Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются:
- Судебный департамент при Верховном суде РФ – 1 объект;
- управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ - 89 объектов;
- верховные суды республик – 21 объект;
- краевые суды – 6 объектов;
- областные суды – 49 объектов;
- суды городов федерального значения – 2 объекта;
- суд автономной области – 1 объект;
- суды автономных округов – 10 объектов;
- районные суды (РС) - 2481 объект;
- окружные (флотские) военные суды (ОВС) - 13 объектов;
- гарнизонные военные суды (ГВС) - 133 объекта.
Согласно постановлению Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. № 269 «О предварительных итогах реализации концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и об основных задачах на 2011 год» результатом системного подхода к информатизации деятельности судов и системы Судебного департамента стало создание ГАС «Правосудие».
С 2007 года был начат масштабный ввод в действие ГАС «Правосудие» на объектах автоматизации. В настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента, расположенные более чем на 3300 объектах на территории всей России.
Общий парк компьютерных технических средств на всех объектах автоматизации ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования.
В 2010 г. осуществлялся комплексный ввод в действие ГАС «Правосудие» на 1800 объектах информатизации.
К концу 2011 г. осуществлен ввод в действие комплекса средств автоматизации (КСА) на оставшихся 635 объектах автоматизации.
Таким образом, полное внедрение ГАС «Правосудие» при условии успешного проведения мероприятий проекта «Поддержка судебной реформы» завершено к концу 2011 г.
Во
исполнение поручения Президента РФ
от 15 декабря 2010 г. № ПР-3645 в части
формирования единого пространства
федеральных судов общей
Техническая поддержка сайтов участков мировых судей и сайтов региональных органов обеспечения деятельности мировых судей будет осуществляться централизованно за счет средств, выделяемых на сопровождение ГАС «Правосудие».
Техническая поддержка эксплуатации модуля «АМИРС», модуля «Судимость» и Web-модуля для размещения информации о рассматриваемых мировыми судьями делах и судебных актах на официальных сайтах организуется и финансируется субъектами РФ.
На портале мировой юстиции РФ открыты сайты 56 участков мировых судей области, ведется работа по их информационному наполнению, в том числе размещению текстов судебных актов.Все судебные участки мировых судей области обеспечены доступом в сеть «Интернет» и оснащены компьютерной техникой, локальными вычислительными сетями, установлен программный модуль «АМИРС».
С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на суды и систему Судебного департамента возложены принципиально новые обязанности, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона), приема обращений граждан в электронномвиде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».
Изменения технических решений ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения, расширения состава программно-технических средств (информационные киоски, системы хранения публичной информации) позволили приступить к реализации данных норм Федерального закона в установленный срок.
Однако в настоящее время требуется расширение возможностей использования ГАС «Правосудие» с учетом накопленного опыта применения в части снижения трудоемкости ввода и обработки информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.
Учитывая
необходимость дальнейшего
И
последнее, на чем хотелось бы заострить
особое внимание - это недостаточный
уровень образованности и информированности
в рассматриваемой сфере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доступность правосудия является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов. Достижение реального доступа к правосудию в России связано с системной конструктивной деятельностью государственных структур, институтов гражданского общества и граждан.
Доступность правосудия связана с кадровым обеспечением судейского корпуса, аппарата судов, наличием системы квалифицированной юридической помощи, образовательным уровнем населения и уровнем юридического образования в частности.
Проблема
обеспечения доступности
Таким
образом, стоит сделать вывод
о том, что электронное правосудие
в России и в мире развивается,
причем достаточно быстро, так как опыт
его применения является исключительно
положительным. В связи с этим считаем
необходимым уделять достаточное внимание
проблемам электронного правосудия, так
как именно оно обеспечивает прозрачность
и доступность судебного делопроизводства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ