Проблемы доступности правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Конституционное право каждого на судебную защиту не может считаться обеспеченным, если правосудие остается недоступным.

Проблемы обеспечения доступности правосудия стали особенно активно обсуждаться в нашей стране в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что возлагает на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, в том числе связанные с реализацией положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ………………………………………5

1.1 Понятие доступности правосудия……………………………………………...5

1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса…….8

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ…….....…………..…………………..........................12

2.1 Проблемы доступности правосудия…………………………………….…….12

2.2Актуальные проблемы применения электронного правосудия

в России…………………………………………………………………………….19

2.3Государственная автоматизированная система Российской

Федерации «Правосудие»………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..30

Вложенные файлы: 1 файл

11гражд процесс.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

    Стоит отметить и  различный уровень  информационно-технического оснащения  судов различных регионов. К сожалению, не во всех регионах существует техническая  возможность применения всех элементов электронного правосудия. Эта проблема связанна, как с недостаточным финансированием со стороны государства, так и с нехваткой профессиональных кадров в сфере применения  информационных технологий.

    И последнее, на чем хотелось бы заострить особое внимание - это недостаточный уровень образованности и информированности в рассматриваемой сфере жителей страны, а зачастую, и сотрудников судов. Граждане не осведомлены о возможностях использования новых информационных технологий. На наш взгляд, необходимо проведение различных программ и мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан и их осведомленности об имеющихся возможностях. Данные программы должны проводиться не только на федеральном уровне, как это имеет место быть на сегодняшний день, но и на региональном.

    Таким образом, стоит сделать вывод  о том, что электронное правосудие в России и в мире развивается, причем достаточно быстро, так как  опыт его применения является исключительно  положительным. В связи с этим считаем необходимым  уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.

2.3.Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»

    Постановлением  Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 г., основной целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».5

    В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

    - введение информационной системы судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»;

    - создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие».

    В соответствии с Приказом Судебного  департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2010 г. № 197 «Об утверждении Положения об организации и порядке обеспечения функционирования комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»

    ГАС «Правосудие» предназначена для информационной и технологической поддержки судопроизводства, предоставления информационных и телекоммуникационных услуг работникам судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, взаимодействующим организациям.

    По  виду автоматизированной деятельности ГАС «Правосудие» относится к  территориально распределенным информационно-телекоммуникационным системам обработки и передачи информации.

    ГАС «Правосудие» обеспечивает автоматизацию  процессов сбора, обработки, накопления, хранения, выдачи на средства отображения и передачи по каналам связи данных, при этом автоматизируются функции:

    - документооборота (коллективная разработка документов, поиск документов, обмен документами, контроль исполнения);

    - правового обеспечения деятельности судов;

    - обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания системы;

    - управления и контроля функционирования системы;

    - обучения пользователей и специалистов системы;

    - информационно-справочного обслуживания пользователей системы;

    - проведение судебных заседаний с использованием средств видеоконференцсвязи;

    - представления информации о судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента в сети Интернет и на средствах отображения коллективного пользования;

    - формирования протокола хода судебного заседания на базе фонограмм;

     - обеспечения защиты информации.

    Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются:

    - Судебный департамент при Верховном суде РФ – 1 объект;

    - управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ - 89 объектов;

    - верховные суды республик – 21 объект;

    - краевые суды – 6 объектов;

    - областные суды – 49 объектов;

    - суды городов федерального значения – 2 объекта;

    - суд автономной области – 1 объект;

    - суды автономных округов – 10 объектов;

    - районные суды (РС) - 2481 объект;

    - окружные (флотские) военные суды (ОВС) - 13 объектов;

    - гарнизонные военные суды (ГВС) - 133 объекта.

    Согласно  постановлению Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. № 269 «О предварительных итогах реализации концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и об основных задачах на 2011 год» результатом системного подхода к информатизации деятельности судов и системы Судебного департамента стало создание ГАС «Правосудие».

    С 2007 года был начат масштабный ввод в действие ГАС «Правосудие» на объектах автоматизации. В настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента, расположенные более чем на 3300 объектах на территории всей России.

    Общий парк компьютерных технических средств на всех объектах автоматизации ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования.

    В 2010 г. осуществлялся комплексный ввод в действие ГАС «Правосудие» на 1800 объектах информатизации.

    К концу 2011 г. осуществлен ввод в действие комплекса средств автоматизации (КСА) на оставшихся 635 объектах автоматизации.

    Таким образом, полное внедрение ГАС «Правосудие» при условии успешного проведения мероприятий проекта «Поддержка судебной реформы» завершено к концу 2011 г.

    Во  исполнение поручения Президента РФ от 15 декабря 2010 г. № ПР-3645 в части  формирования единого пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей с января 2011 г. интернет-портал мировой юстиции  включен в состав подсистемы «Интернет-портал ГАС «Правосудие» и перенесен на технические средства Судебного департамента при Верховном суде РФ.

    Техническая поддержка сайтов участков мировых  судей и сайтов региональных органов обеспечения деятельности мировых судей будет осуществляться централизованно за счет средств, выделяемых на сопровождение ГАС «Правосудие».

    Техническая поддержка эксплуатации модуля «АМИРС», модуля «Судимость» и Web-модуля для  размещения информации о рассматриваемых мировыми судьями делах и судебных актах на официальных сайтах организуется и финансируется субъектами РФ.

    На  портале мировой юстиции РФ открыты  сайты 56 участков мировых судей области, ведется работа по их информационному  наполнению, в том числе размещению текстов судебных актов.Все судебные участки мировых судей области обеспечены доступом в сеть «Интернет» и оснащены компьютерной техникой, локальными вычислительными сетями, установлен программный модуль «АМИРС».

    С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на суды и систему Судебного департамента возложены принципиально новые обязанности, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона), приема обращений граждан в электронномвиде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».

    Изменения технических решений ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения, расширения состава программно-технических средств (информационные киоски, системы хранения публичной информации) позволили приступить к реализации данных норм Федерального закона в установленный срок.

    Однако  в настоящее время требуется  расширение возможностей использования  ГАС «Правосудие» с учетом накопленного опыта применения в части снижения трудоемкости ввода и обработки  информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.

    Учитывая  необходимость дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции, Совет судей РФ постановил Судебному  департаменту в 2011 году разработали проект концепции модернизации и дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции на период 2012 - 2016 годов.

    И последнее, на чем хотелось бы заострить  особое внимание - это недостаточный  уровень образованности и информированности  в рассматриваемой сфере жителей  страны, а зачастую, и сотрудников судов. Граждане не осведомлены о возможностях использования новых информационных технологий. На наш взгляд, необходимо проведение различных программ и мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан и их осведомленности об имеющихся возможностях. Данные программы должны проводиться не только на федеральном уровне, как это имеет место быть на сегодняшний день, но и на региональном. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Доступность правосудия является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов. Достижение реального доступа к правосудию в России связано с системной конструктивной деятельностью государственных структур, институтов гражданского общества и граждан.

    Доступность правосудия связана с кадровым обеспечением судейского корпуса, аппарата судов, наличием системы квалифицированной юридической помощи, образовательным уровнем населения и уровнем юридического образования в частности. 

    Проблема  обеспечения доступности правосудия требует системного подхода к анализу соответствующих процессуальных норм и институтов, поиска новых способов ее решения, обновления имеющихся представлений о процессуальных механизмах устранения преград в получении судебной защиты. В связи с этим считаем необходимым  уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.

    Таким образом, стоит сделать вывод  о том, что электронное правосудие в России и в мире развивается, причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим считаем необходимым  уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002  - 2010 годы)»
  2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» 
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024  – р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»
  4. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
  7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. N 237. 25.12.1993.
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 46. - Ст. 4532.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) // Собрание законодательства РФ.1998. N 31.
  10. Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 70-О // Вестник КС. 2002. N 5
  11. Андреева Т.К. Обеспечение доступа к правосудию - главная задача совершенствования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации / Т.К. Андреева // Хозяйство и право. 2000. N 9.
  12. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 2003.
  13. Грубарг М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве / М.Д. Грубарг // Государство и право. 2002. N 5.
  14. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003.
  15. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы / И.А. Приходько. – СПб.: Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005.
  16. Семенов В.М. Демократические основы гражданского судопроизводства в законодательстве и судебной практике / В.М.Семенов. Свердловск, 1979.
  17. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003.
  18. Чернявский В. Проблемы организационного обеспечения деятельности судов / В.Чернявский // Российская юстиция. 2000. N 9.
  19. Шакарян М.С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001.
  20. www.mirsudrf.ru
  21. www.garant.ru

Информация о работе Проблемы доступности правосудия