Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:40, контрольная работа
Тема «Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор в РФ» является достаточно обширной, как и все вопросы, затрагивающие сущность предмета. В то же время, без анализа сущности того или иного явления, понимание его будет поверхностным, неглубоким. Рассмотрение вышеназванной темы и является общей целью данной работы.
Введение
1. Сущность, понятие, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
2. Основные понятия прокурорского надзора. Прокурор, прокурорский работник, прокуратура, прокурорский надзор. Прокурорский надзор, его предмет, объект, средства и методика
Задача
Заключение
Список литературы
Содержание: Введение 1. Сущность, понятие,
цели и задачи прокурорского
надзора в РФ. Место прокуратуры
в системе органов 2. Основные понятия
прокурорского надзора. Задача Заключение Список литературы Введение прокурорский надзор государственный власть Тема «Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор в РФ» является достаточно обширной, как и все вопросы, затрагивающие сущность предмета. В то же время, без анализа сущности того или иного явления, понимание его будет поверхностным, неглубоким. Рассмотрение вышеназванной темы и является общей целью данной работы. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть понятие, цели и задачи прокурорского надзора, место прокуратуры в системе органов государственной власти. Помимо названных вопросов, необходимо проанализировать и основные понятия прокурорского надзора, такие как прокурор, прокурорский работник, прокуратура, прокурорский надзор. Предмет, объект, средства и методика также являются объектами рассмотрения. Как и любой вид деятельности, прокурорский надзор имеет свой предмет. Это сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Объект - предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Предмет и объект прокурорского надзора, а также правовые средства и методика также рассматриваются во втором разделе работы. В качестве практического задания рассмотрена одна задача и предложен вариант ее решения. При написании работы были использованы нормативные акты и литература, а именно, труды авторов: Велиева И.В. Винокурова Ю.Е. Долежан В.В. Точиловского В.М. Кроме того, использовался ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». 1. Сущность, понятие,
цели и задачи прокурорского
надзора в РФ. Место прокуратуры
в системе органов Прокурорский надзор -- это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: - выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; - установление виновных в правонарушениях; - принятие мер
к устранению правонарушений
и их предупреждению; Из сказанного принципиально важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что 1) Прокурорский надзор -- это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица. 2) Прокурорский
надзор осуществляется от 3) Прокурорский
надзор -- самостоятельный вид - специфический
вид государственной - самостоятельная отрасль юридической науки; - учебная дисциплина. Цели и задачи прокурорского надзора. Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция -- прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете, они определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Согласно пункту 2 этой статьи целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре: - прокурорский надзор (5 отраслей); - уголовное преследование; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие в рассмотрении дел судами; - участие в правотворческой деятельности. Основным средством достижения указанных в Законе о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Задачи прокурорского
надзора по сравнению с целями
более конкретны и Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (самого низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора. Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств: а) закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя; б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами иных субъектов РФ; в) прав и охраняемых законом
интересов государственных Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько отраслей (направлений), различающихся содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждой из этих отраслей. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждая отрасль единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими перед конкретной отраслью прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждой из отраслей прокурорского надзора. Подробно содержание специальных задач каждой из отраслей прокурорского надзора рассматривается ниже в соответствующих разделах курса лекций. В качестве специальных задач можно назвать: - своевременное выявление
всех незаконных актов, - выявление всех нарушителей
законов на тех же объектах
надзора. Деятельность Решение общих и специальных
задач прокурорского надзора
осуществляется путем применения прокурором
правовых средств надзора, в ходе которых
прокурор ставит определенные частные
(конкретные) задачи и решает их. Эти задачи
называются частными задачами прокурорского
надзора. Они значительно более разнообразны
и многочисленны, - получение полной информации
о конкретном нарушении закона; - обеспечение своевременности обжалования (опротестования) незаконных приговоров, решений суда и т.п. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача полного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д. Прокурорский надзор /отв. ред. Винокуров Ю.Е. - М., 2003. С. 25 Место прокуратуры в системе органов государственной власти Что касается места прокуратуры в системе органов, то ряд ученых считают, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти, представляя собой естественное продолжение осуществления ее функции обеспечения верховенства закона. См.: Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 1991. С. 44. Поэтому, по их мнению, прокуратуру следует отнести к системе законодательной власти. Другие утверждают, что прокуратуру как орган надзора необходимо включить в организационные структуры Министерства юстиции РФ либо в судебную систему как орган по возбуждению уголовного преследования и поддержанию государственного обвинения. См.: Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. N 9. С. 46. Такой разброс мнений вызван, возможно, тем, что прокуратура в дореволюционной России из органа по надзору за исполнением законов ("ока государева") трансформировалась в придаток судов и занималась возбуждением уголовного преследования и поддержанием обвинения. См.: И.В. Велиев. Место прокуратуры в системе органов государственной власти российской федерации. Прокуратура сегодня не является и не должна являться органом законодательной власти. Это обусловлено тем, что порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ Советом Федерации и обязанность Генпрокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране ни в коей мере не свидетельствуют о подчиненности либо вхождении прокуратуры в законодательную или исполнительную ветвь власти. Более того, Генпрокурор РФ осуществляет надзор за исполнением законов законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, руководители которых входят в состав Совета Федерации и назначают его на должность, а также освобождают от нее. Очевидно, что вопрос о правовом статусе органов прокуратуры, месте ее в системе государственных органов должен был получить более четкую и полную регламентацию в Конституции РФ и Законе о прокуратуре. Из содержания Конституции РФ видно, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти (ст. 77). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а представляет собой самостоятельный централизованный федеральный орган. В силу ст. 1 Закона о прокуратуре
на прокуратуру в целях В частности, для обеспечения строгого соблюдения законов в государстве, борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и т.д. необходима политическая воля Президента РФ, реализуемая затем в форме законов, принимаемых Госдумой и одобряемых Советом Федерации. Прокуратура и другие правоохранительные органы обязаны обеспечивать выполнение предписанных требований закона предусмотренными правовыми средствами. Так будет законодательно урегулировано одно из направлений обеспечения Президентом РФ взаимодействия властей. Итак, прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе "сдержек и противовесов" других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, чтобы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство. Противоречия же между властями будут носить разрушительный характер. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу выполняют управленческие функции. А если принять во внимание выборность глав администраций городов и районов, затрудненность управления со стороны исполнительной вертикали, то актуальность прокурорского надзора значительно повышается. Таким образом, вопрос о четвертой власти отнюдь не риторический. И ею являются не средства массовой информации, как они сами нередко называют себя. С научной, а не публицистической точки зрения в единой деятельности государства по осуществлению власти был бы значительный пробел, если бы не было контроля за соблюдением законности, причем со стороны не только суда, но и прокуратуры. В правовой науке нередко отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Однако зачастую заимствование прогрессивных явлений из зарубежной практики есть механическое перенесение, принудительное вживление инородных правовых образований в государственно-правовую материю нашего общества без учета устоявшихся отечественных правовых традиций и институтов. 2. Основные понятия
прокурорского надзора. Любой вид государственной деятельности содержит ряд понятий, требующих объяснения их смысла, содержания и назначения. В связи с этим рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, составляющие терминологию прокурорского надзора. Прокурор -- это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора. Прокурор -- понятие собирательное, обобщающее. В узком смысле -- это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров -- руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции. Прокурорский надзор /отв. ред. Винокуров Ю.Е. - М., 2003. С. 18 В системе прокуратуры работают также прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (в органах и учреждениях военной прокуратуры -- воинские звания), являющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений. Определение понятия прокуратуры содержится в статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерациии». «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.08.2004) "О прокуратуре Российской Федерации" Ст. 1 - "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472. Прокурорский надзор -- это понятие, которое, как уже отмечалось, характеризует: - основную функцию прокуратуры как самостоятельный и специфический вид государственной деятельности -- федеральной государственной службы; - отрасль юридической науки; - учебную дисциплину. Понятие «прокурорский
надзор» применительно к Прокуратура как
федеральный государственный Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знании о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. Как наука, прокурорский надзор тесно связан с уголовным, гражданским и арбитражным процессами, криминалистикой, иными отраслями юридической науки. Прокурорский надзор как учебная дисциплина это -- часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются задачи и принципы прокурорского надзора, система органов прокуратуры, полномочия прокуроров и т.д. Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных отраслях (направлениях) специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений. Предмет прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности (федеральной службы), отрасль юридической науки и учебная дисциплина имеет различающиеся предметы, которые в теории нередко путают или необоснованно отождествляют. Рассмотрим предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом случае под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением требований законов. Поскольку соблюдение Конституции РФ и требований законов обязательны для всех юридических и физических лиц, на которых они распространяются, то предметом прокурорского надзора следует считать соблюдение Конституции РФ и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами. Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входит исполнение законов высшими органами представительной и исполнительной власти РФ. Ограничен предмет надзора и в части исполнения законов судебными органами. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления. Правовые средства прокурорского надзора тесно связаны с рассмотренным выше понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе, и на практике они без достаточных оснований понимаются как однозначные. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется посредством полномочий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не предусмотренные (получение сведений из средств массовой информации, беседы, анализ различных данных, организационные мероприятия и другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре и иным законодательством правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций, какие из этих средств и в каких конкретных случаях необходимо применять в целях выявления и устранения различного вида правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры. Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п., другие -- носят более частный характер определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора. 3. Задача Пятидесятилетний президент фирмы «Восток» Ж. издал приказ об увольнении бухгалтера Смирновой на основании «сокращение штатов». Через две недели Ж.своим приказом зачислил бухгалтером фирмы гр. Чурикову. Узнав об этом, Смирнова обратилась с жалобой к прокурору Мошквского района г. Энска, указав, что фактически сокращения штатов в фирме «Восток» не было, а ее уволили зато, что она не отвечала согласием на сексуальные домогательства президента фирмы Ж. и критически характеризовала его внешность и поведение с окружающими в беседах с сотрудницами фирмы. Правомерно ли поступила Смирнова, обратившись с жалобой к прокурору? Полномочен ли прокурор рассматривать данную жалобу? Нормами какой
отрасли права регламентируются
отношения сотрудников и руково Трудовые отношения сотрудников и руководителей коммерческих организаций регулируются Трудовым кодексом РФ, что закрепляется в статье 11 ТК РФ: «Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности». "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 09.05.2005) ст. 11. - "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является: «1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте». Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.08.2004) "О прокуратуре Российской Федерации" п. 1 ст. 21 - "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472, Следовательно, прокурор уполномочен рассматривать данную жалобу. Форма его реагирования: - внесение представления
об устранении нарушений - обращается
в суд или в арбитражный
суд с требованием о признании
противоречащих закону - в соответствии
со статьей 23 ФЗ «О прокуратуре
РФ» приносит протест Следовательно, Смирнова правомерно обратилась к прокурору г. Энска с жалобой, однако это не лишает ее права также обратиться в суд. Заключение Рассмотрев тему « Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор в РФ», можно сказать, что: 1. Прокурорский надзор - это
специфическая деятельность обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. 2. Прокуратура РФ занимает
особое место в системе 3. Прокурорский надзор
имеет собственные правовые Список литературы 1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.08.2004) "О прокуратуре Российской Федерации" Ст. 1 - "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472. 2. Велиев И.В. Место прокуратуры
в системе органов 3. Прокурорский надзор /отв. ред. Винокуров Ю.Е. - М., 2003. 4. Долежан В.В. Проблемы
компетенции прокуратуры: 5. Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. N 9. |