Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 12:45, контрольная работа
Краткое описание
Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Таким образом, под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. К этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.
Содержание
Введение. Республиканская форма правления. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанные республиканские формы правления. Заключение. Список использованной литературы.
Президент, являясь
главой государства, не является здесь
главой исполнительной власти, то есть
правительства. Премьер-министр формально
назначается президентом, но это может
быть только глава фракции, имеющей парламентское
большинство, и необязательно глава победившей
партии. Необходимо заметить, что правительство
правомочно управлять государством лишь
тогда, когда оно пользуется доверием
парламента.
Смешанные
республиканские формы правления.
Смешанная республика
(также называется полупрезидентской,
полупарламентской, президентско-парламентской
республикой) — форма правления, которую
нельзя считать разновидностью ни президентской,
ни парламентарной республики.
Характерной чертой
смешанных (полупризедентских, полупарламентских)
республик является двойная ответственность
правительства – и перед президентом,
и перед парламентом. В подобных республиках
президент и парламент избираются непосредственно
народом. Главой государства здесь выступает
президент. Он назначает главу правительства
и министров с учетом расклада политических
сил в парламенте. Глава государства, как
правило, председательствует на заседаниях
кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент имеет возможность контролировать
правительство путем утверждения ежегодного
бюджета страны, а также посредством права
вынесения правительству вотума недоверия.
С одной стороны,
парламент смешанной республики имеет
право вынести вотум недоверия правительству,
сформированному президентом. С другой
стороны, президент имеет право один раз
распустить парламент и назначить внеочередные
выборы (вновь избранный парламент не
может быть распущен в течение конституционно
определенного срока). Если в новом составе
парламента партия президента получит
большинство, то сохранится «бицефальная»
исполнительная власть, когда политику
правительства определяет президент,
при относительно слабой фигуре премьер-министра.
Если же победят противники президента,
то как правило, последний будет вынужден
принять отставку правительства и фактически
передать полномочия по формированию
нового правительства лидеру партии, набравшей
большинство голосов на выборах. В последнем
случае президент не может существенно
влиять на политику правительства, и главной
политической фигурой становится премьер-министр.
Если впоследствии будет избран президент,
оппозиционный парламентскому большинству,
он сформирует новое правительство, и
если оно не получит одобрения в парламенте,
то последний может быть распущен, и так
далее.
Теоретиками смешанных
форм правления движет идея укрепления
государственности путем устранения правительственных
кризисов, частой смены правительств по
соображениям политической конъюнктуры,
оптимизации способов организации и взаимоотношений
высших органов государственной власти,
центральных и местных властей. Эти проблемы
могут стоять особенно остро во вновь
образованных государствах, появившихся
в результате интеграционных и дезинтеграционных
процессов.
Заключение.
Республика – это
форма правления, в которой высшая государственная
власть принадлежит выборным органам,
избираемым на определенный срок и несущим
ответственность перед избирателем.
Республика является
наиболее распространенной в мире формой
правления, при которой высшая власть
в государстве принадлежит выборным органам
– парламенту, президенту.
Основными характерными
чертами, присущими республике, являются:
- выборность высших
органов власти на определенный
срок;
- возможность
участия граждан в управлении
делами государства;
- разделение властей
на законодательную, исполнительную
и судебную;
- определенная
процедура принятия высшими органами
власти своих решений.
Существуют следующие
виды республик: президентская, парламентская,
смешанная.
Главное различие
между ними состоит в юридической ответственности
правительства, порядке его формирования
и порядке выборов главы государства.
Президентская республика
– это форма правления, где президент
непосредственно при определенном парламентском
контроле формирует правительство, которое
несет перед ним ответственность за свою
деятельность. Функции главы государства
и правительства выполняет чаще всего
президент.
В парламентарной
республике парламент наделен не только
законодательными полномочиями, но и право
требовать отставки правительства, выразив
ему недоверие, т.е. правительство, несет
ответственность перед парламентом. Президент
– глава государства, но не глава правительства.
В смешанных республиках
парламент и президент в той или иной мере
делят свой контроль и свою ответственность
по отношению к правительству.
Список использованной литературы:
Алексеев С.С. Государство и право. М.; Наука, 2009г.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства
и права. – М., 2010г.
Матузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.
М., 2012г.
Решетников
Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,2009г.
Темнов
М.Б. Теория государства и права. – М., 2010г.
Теория
права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б. М., 2009г.
Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М., 2011г.
Чиркин
Е.В. Государствоведение: Учебник- 2-е изд.,
М., 2010г.